Как научиться не бояться, что могут попросить делать то, что мне не подходит?

Вопрос психологу:
Заранее переживаю, что кто-то может не выйти на работу и что могут давить, чтобы вышла в выходной. А если такое и происходит в реальности, то они могут угрожать и ставить ультиматумы, говорить типа кто работать будет.. что я никогда не хочу идти на уступки. в выходные. Хотя умом понимаю, что их попытки заставить - это прямая манипуляция и я вправе отказаться. Хочу научиться говорить нет тому, что мне не подходит, не испытывая чувства вины и страха. И перестать накручивать себя заранее. Другой момент на работе - это то, что я боюсь определенных сотрудников. Если не научиться за себя постоять, то сядут на шею и свесят ножки. Например, когда я отсижу за кассой положенное время и нужно вставать, охрана может говорить, куда я встаю, а сотрудники вместо того, чтобы сменить меня, отказываться типа "сиди, у нас куча работы" и это выводит. Я понимаю, что не обязана такое терпеть и такие люди любят издеваться особенно над теми, у кого низкая самооценка. Хочется научиться говорить нет тому, что не подходит, перестать бояться людей даже если они строят из себя крутых и унижают других. При этом не трястись и не испытывать чувство вины.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Петрова Лариса Борисовна.
Анастасия, здравствуйте!
Извините, ни в коем случае не хочу Вас обидеть, но я не поняла, какую всё -таки проблему Вы хотите решить? Ваше письмо представляет собой набор отдельных тревожных мыслей по разным поводам. Поэтому, исходя из представленной информации буду размышлять по вашему письму «вслепую», так как я его поняла.
1. «Заранее переживаю, что кто-то может не выйти на работу и что могут давить, чтобы вышла в выходной…»- Анастасия, самое бесполезное занятие беспокоиться «впрок», на всякий случай. Ещё ничего не произошло, а Вы уже тревожитесь. Как Вы сами правильно выразились, нужно «..перестать накручивать себя заранее»- да, именно так. В самом начале следует уяснить для себя суть проблемы. Читая Ваше письмо, можно понять, что у Вас на работе кругом лютые враги, которые только и смотрят, чтобы Вас обидеть, заставить делать неприятное, унизить: «сядут на шею и свесят ножки».., люди любят издеваться, строят из себя крутых и унижают других».. и т.д.
К сожаленью, неясно , где именно Вы работаете, но Вы упоминаете, что выполняете какие-то операции на кассе, поэтому , думаю, знакомы со словом- «инвентаризация». Так вот, я Вам предлагаю для начала провести полную инвентаризацию того, что у вас на работе. Нужно внести ясность ЧТО, ГДЕ, КОГДА происходит на рабочем месте. Для этого ответьте ПИСЬМЕННО на следующие вопросы: У вас заключен договор, где прописан конкретный режим работы? Если «да»- тогда почему Вы опасаетесь того, что «..я отсижу за кассой положенное время и нужно вставать.., охрана может говорить, куда я встаю»- как такое возможно ? Кому конкретно Вы подчиняетесь? Охранники решают, когда Вам закончить работу или кто ? «..а сотрудники вместо того, чтобы сменить меня, отказываться типа "сиди, у нас куча работы"- это как? В случае непредвиденной ситуации( например, срочно надо отлучиться на час по разным обстоятельствам) кому вы должны предоставить обьяснения? Что значит «..я боюсь определенных сотрудников..? Кто они эти сотрудники и являются ли вашими вышестоящими начальниками? Если Вы отработали свой график и у Вас нет договорённости с вышестоящим руководством о сверхурочной работе- Вы можете совершенно спокойно закончить работу и идти домой. Если Вы не подчиняетесь охранникам и прочим сотрудникам, что мешает Вам им ответить твёрдо , но уверенно и спокойно: «.. моя смена закончена, а кто за меня дальше будет работать- в мои обязанности не входит это решать, есть у нас начальник отдела( смены, подразделения)- Иван Иваныч, вот у него и спросите!». Чего Вы боитесь? Вас кто на работу принимал, документы оформлял и всё ли с этим в порядке? А если у вас на работе полный беспорядок и непонятно, кто кем управляет и организовывает рабочий процесс- может быть стоит сменить работу, где будет ясный режим, график, должностные обязанности и т.д. А если вам ваша работа нравится и Вы хотите реализовываться дальше в ней, наберитесь смелости , сходите на приём к вышестоящему руководству и так и скажите: « я хочу выяснить все подробности и нюансы моей работы- вопросы подмены, режима, кто мной руководит и т.д». Думаю, что когда Вы все эти вещи систематизируете , то перестанете бояться людей, обвинять их и т.д.
2. Анастасия, в любом коллективе- самое главное умение строить рабочие, но доброжелательные отношения с людьми. Поверьте мне на слово, т.к. я работала в разных сферах и в качестве подчинённого и в должности директора крупного предприятия. Хочу поподробнее остановиться на вашей фразе : «кто-то может не выйти на работу и что могут давить, чтобы вышла в выходной..»- а почему Вы не можете заранее предусмотреть такую ситуацию? Люди же не роботы- ребёнок может заболеть у кого-то, сам человек и т.д- если Вы МОЖЕТЕ отработать в выходной и вам его оплатят- проблема Ваша в ЧЁМ? Вы НЕ можете физически поработать за другого сотрудника или «из-за принципа» не желаете-«.. никогда не хочу идти на уступки»? Если, например, Вы уже запланировали поездку , у вас юбилей бабушки- так и скажите: «Извините, у меня планы были составлены заранее на воскресенье, я бы, конечно, подменила, но не МОГУ»- и всё, достаточно. Ведь и у вас, согласитесь, может возникнуть подобная ситуация. Кроме сухой официальной работы, есть ещё такие человеческие качества, как взаимопомощь и взаимовыручка и неважно, кем человек работает- поваром, продавцом, диспетчером. Умение ладить с людьми и договариваться- необходимые навыки для работы в коллективе и их нужно вырабатывать, в противном случае «неуживчивые» в этом плане люди меняют одну работу на другую и везде им будет некомфортно. Подумайте об этом.
3. Вы, Анастасия, думаете в правильном направлении и Вам нужно , действительно, провести работу над собой по следующим вопросам: повышение самооценки, «не испытывать чувства вины и страха, «научиться говорить нет тому, что не подходит», не поддаваться на манипуляции других, перестать тревожиться заранее и т.д.
Это работа «вдолгую» и я Вам советую взять консультацию психолога, а ещё лучше пройти терапию. Как сказала когда- то Луиза Хей: «Не стоит звать других устраивать свою жизнь- надо браться за неё лично! Ваша сила в ваших руках и умах. Не ищите её вовне, найдите её в гармонии с самим собой». Беритесь, Анастасия, за себя лично, так как работа над собой- работа пожизненная, но и самая благодарная , так как на этой работе Вы сами себе и начальник и охранник и подчинённый и «премии» выписываете сами себе.
Почитайте мои ответы, статьи, если Вам подходит мой стиль- обращайтесь. Я Вам помогу разобраться в ваших неурядицах, повысить качество жизни и улучшить душевное самочувствие.
Предлагаю вам 15- ти минутную бесплатную консультацию по ватсап +79502475881. Дополнительную консультацию вы можете получить также по почте [email protected]
С уважением, Лариса Петрова.