Как успокоить себя и начать высыпаться?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я работаю вахтовым методом, и живу со своими коллегами в одной комнате. Получилось так, что одна из девушек очень сильно храпит. Беруши помогают мне слабо, и получается, что я просыпаюсь по несколько раз за ночь, сплю отрывками. В итоге к утру чувствую себя разбито. Посреди ночи я начинаю нервничать из-за того, что это пагубно скажется на моей работе и из-за этого спать не хочется ещё больше. Появляется какая-то паника. Ходила к начальству, но мне ответили, что переселить меня пока нет возможности. Сама работа мне нравится, условия и зарплата тоже, но из-за такой бытовой ситуации появилось желание уволиться. Скажите пожалуйста, можно ли к этому привыкнуть и перетерпеть этот период? Вахта длится 28 дней. Или это опасно для меня? Скажите пожалуйста, стоит ли ради работы и зарплаты терпеть такие неудобства или все таки лучше уволиться и попытаться найти что-то другое, в своём городе, чтобы можно было ночевать дома? Я не понимаю даже, как мне быть, уходить с работы тоже страшно, ведь найти другую сложно.
Автор вопроса: Оксана Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Оксана, добрый день!
Описываемые условия вахтовой работы, в которых Вы вынуждены находиться месяц лишённой полноценного отдыха и сна, совершенно не способствуют сохранению здоровья. Это однозначно плохо для Вас лишь только потому, что Вы даже решили по этому поводу написать письмо на сайт. Значит, Вас эта ситуация уже очень сильно напрягает.
Давайте пробежимся по Вашим вопросам.
*Можно ли привыкнуть к храпу соседки, перетерпеть месяц вахты?
Можно. Но НУЖНО ли? Люди привыкают к тому, к чему способны адаптироваться. Вопрос упирается в то, насколько хорошо Вы адаптируетесь к отсутствию сна, насколько быстро Вы способны восстанавливаться, насколько хватит ресурсов Вашей нервной системы.
*Опасно ли это для меня?
Да, отсутствие сна опасно, особенно для женского здоровья. Есть много медицинских исследований в открытом доступе, которые проводились с женщинами, работающими в ночную смену. У Вас ночных смен нет, как я понимаю, но отсутствие полноценного сна на протяжении целого месяца, я думаю, аналогично по влиянию на здоровье.
Проявления признаков стресса и переутомления у Вас уже присутствуют - именно так Вы описываете состояние тревожности, паники, разбитости. Если такой режим работы продлить на неопределённый срок, то потом могут добавиться и другие симптомы. Я Вас не запугиваю, но Вам нужно знать, к чему может привести такой режим работы.
Работа в ночную смену подразумевает возможность выспаться потом днём. Суточный график работы также позволяет потом сутки отсыпаться. У Вас же, Оксана, нет сна и отдыха ни днём, ни ночью на протяжении целого месяца!
Для нормальной работы организма необходимо соблюдать режим сна и бодрствования. Это не просто надоевшая фраза, от которой все отмахиваются. Это вывод на основании научных исследований циркадных ритмов, связанных со сменой дня и ночи. Это биологические условности организма, на которых базируется жизнедеятельность и здоровье всех живых существ.
Согласно исследованиям, у женщин, работающих в ночную смену, повышается риск возникновения выкидышей, раннего наступления климакса, гормональных нарушений, сердечнососудистых и даже онкологических заболеваний.
Вам оно надо? Эта работа стоит таких рисков?
Вы ещё молодая, а потому ПОКА организм позволяет терпеть эти неудобства с недосыпом, Вы «выезжаете» исключительно за счёт ещё окончательно не истрёпанных энергетических ресурсов здоровья.
Вы до сих пор не уволились только потому, что пока физически выдерживаете такой режим, и, помимо месяца бессонницы, остальные условия работы Вас устраивают.
Если бы в комнате появилась ещё одна храпящая соседка, например, зарплату снизили бы на 50%, вахта была бы не месяц, а полгода, то тогда бы Вы без сомнений начали подбирать себе другое место работы.
Оксана, сколько времени Вы находитесь дома в промежутках между вахтами, тоже месяц? Вам удаётся восстановиться за этот период от месяца бессонных ночей?
Может быть не стоит дожидаться, пока Ваше потрёпанное здоровье заставит Вас уволиться? Ведь тогда Вам станет тяжело работать на любом месте, а не только вахтами и сменами.
Оксана, Вы планируете проработать там до пенсии? Или рассматриваете какие-то варианты? Какое у Вас образование? Есть ли опыт ДРУГОЙ работы?
Вы вполне можете поискать другую работу, когда уезжаете домой после вахты. Чем старше Вы становитесь, тем сложнее и страшнее будет искать другое место, т.к. Вы на нынешней работе не приобретаете новый навык, для работодателя теряете свою ценность как перспективный работник, если не развиваетесь. Вам в последствии с большой долей вероятности только и будут предлагать ту же вахту, если ничего не будете менять в своей жизни. Вы о такой работе мечтали с детства?
Представьте, что прошло 10 лет, Вам 36, а Вы всё там же. Как Вам такая перспектива, Оксана? Как Вам заниматься семьёй, растить детей с такой работой?
Если храпящую соседку отселят, то на смену ей может появиться другая. Можно ли поменяться вахтами так, чтобы Вам хотя бы не попадать вместе с этой храпящей соседкой? Или в другой смене есть другая такая же?
Какие есть варианты работы в Вашем городе? Можете ли Вы для себя найти работу дистанционно? Как только смена закончится, постарайтесь изучить этот вопрос.
Безусловно, решать только Вам, Оксана, оставаться ли на такой работе или увольняться. Каждый оценивает все плюсы и минусы лично для себя.
Идеальных работ не существует, где-то что-то обязательно будет смущать: то зарплата, то график, то нестабильность. Сейчас у многих с работой сложности, поэтому люди чаще склоняются к позиции терпеть, но оставаться на работе. Но мало кто задумывается об отдалённых последствиях такого решения и пользуется всеми возможностями для перемен.
Подумайте несколько раз, прежде чем примете решение. Снова подойдите к начальству, поищите выходы, как обойти эту храпящую соседку. Постарайтесь снова изыскать все способы остаться на работе, но улучшить свои условия, Вам обязательно нужно нормально отдыхать.
Желаю Вам, чтобы вопрос решился самым благоприятным для Вас образом!
С уважением, Наталья
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (ПОЖАЛУЙСТА, ОСТАВЛЯЙТЕ ДЛЯ СВЯЗИ ТОЛЬКО ЛИЧНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ СООБЩЕНИЯ на Вотсап +79255250023, эл.почту [email protected], в Инстаграм natnik1909psycholog)