Страх новой работы. Как себе помочь?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 23 года, живу с мамой. Закончила университет в прошлом году, училась на социального работника, но год не работала, потому что не знала где работать, боялась устраиваться на работу, за время учебы в принципе разочаровалась в своей специальности.
На днях я впервые устраиваюсь на работу, в канцелярию одной больницы, делопроизводителем. Дело в том, что я очень сильно переживаю, волнуюсь, сама по себе очень тревожный человек. Устраиваюсь именно туда, потому что предложили эту должность, ну и опыт работы мне нужен, ну и деньги понятное дело. Ещё есть проблема, что сейчас на этой работе очень много стресса, потому что сотрудницы ушли в отпуск, и я примерно неделю буду выполнять работу за нескольких человек, и мне ещё больше страшно, боюсь не справиться, хотя мне все показали, что нужно делать, но я не до конца ещё адаптировалась и привыкла, очень страшно, начались проблемы со сном и состоянием в целом, и к тому же особо не с кем поделиться своими переживаниями. Подскажите пожалуйста что делать, чтобы помочь себе в этой ситуации
Автор вопроса: Юля Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Мирончук Юлия Александровна.
Здравствуйте, Юля!
Поздравляю вас с началом трудовой деятельности! У вас начинается новый этап жизни, который принесет свои перемены и новые перспективы. Это замечательно! Давайте сейчас разберемся с вашими сомнениями и страхами, чтобы они не отравляли вам радость от изменений в вашей жизни.
Новое место работы – это всегда стресс, волнуются все, это нормально. Потребуются несколько месяцев, чтобы адаптироваться к новым условиям, новым заданиям, новым коллегам.
Чтобы эти месяцы были для вас менее мучительными, начните с того, что сделайте для себя комфортное место работы. Вот там, где вы сидите, где чаще всего находитесь в течение рабочего дня. Принесите из дома несколько приятных вам вещей (накидка или подушка на стул, фото любимого котика в рамке, сделанной своими руками, любимый комнатный цветок и т.д.). Эти знакомые вещи, ассоциирующиеся с вашим домом, будут расслаблять и успокаивать вас.
Идем дальше. Обязательно делайте перерывы в рабочем процессе в течение дня, чтобы просто побыть в тишине и, например, выпить чаю (или другой напиток, который вы любите). Если есть возможность, выйдите на 5 минут на улицу, пройдитесь под деревьями. Эти перерывчики дадут вам возможность «выдохнуть», расслабиться, успокоиться.
Вообще, пока длится период адаптации (а можно и потом, почему нет), относитесь к себе бережно и заботливо, старайтесь баловать себя: кормите себя вкусной едой, надевайте одежду, которая вам нравится, ходите на работу приятной для вас дорогой, чаще общайтесь с теми людьми, кто вас подбадривает и заряжает позитивом и т.д. То есть в противовес дискомфорту на работе добавьте в свою жизнь как можно больше того, что вас радует, успокаивает и вдохновляет. Это в ваших руках.
Теперь о самой работе. Вы – новичок, а значит, совершенно нормально, что у вас что-то может не получаться, вполне нормально, если вы будете часто просить совета или инструкций. Делайте так, не стесняйтесь. Все сотрудники когда-то были новичками, все были в вашей ситуации. А если вдруг кто-то забудет об этом настолько, чтобы как-то попрекать вас или считать глупой, это уже проблемы данного недалекого человека, а вам тут переживать совершенно не о чем.
Кстати, можно посмотреть под другим углом на ситуацию с тем, что сотрудники в отпуске, а всё свалили на вас. Они в отпуске и никто не мешает вам работать в вашем темпе, раскладывать документы так, как удобно вам, строить рабочий график по-своему и т.д.
У вас сейчас замечательная возможность самостоятельно осмотреться, разобраться и наладить дело. Вы сейчас хозяйка положения. Конечно, здесь больше ответственности, но и свободы больше. Пользуйтесь этим. Пока другие вернутся, вы уже будете намного увереннее себя чувствовать на работе.
Кроме того, плюс этой ситуации в том, что вам не нужно вливаться в цельный сплоченный коллектив, потому что как раз летом этот коллектив разъединяется, когда часть сотрудников уходит в отпуск. И для новичка удобно постепенно знакомиться с сотрудниками. А к тому же, пока другие выпали из рабочего процесса, будучи на отдыхе, вы-то в этом процессе постоянно, а значит, в какой-то момент будете лучше владеть актуальной информацией по вашим рабочим вопросам, чем только что вернувшиеся сослуживцы.
Это ваш козырь: и себе уверенность, и тема для коммуникации, и наглядный пример, насколько вы были полезны, ведь вы держали рабочие процессы, дав другим сотрудникам возможность сходить в отпуск.
Идем дальше. Снизить страх на работе поможет занятие теми рабочими задачами, которые вам нравятся, увлекают вас. Уже даже знание того, что в работе есть компоненты, которые вам по душе, будет снижать тревожность, а можно ведь и сознательно переключаться на деятельность, которая вам в радость, когда вы почувствуете, что тревога захлестывает.
Поэтому подумайте, что вам нравится делать из ваших обязанностей. Наверняка что-то такое есть. Может просто документы раскладывать по папкам, может относить эти документы на подпись, может закупать канцтовары. Что угодно. Помните об этом и доставайте, как туз из рукава, в подходящий момент.
Чтобы быстрее влиться в коллектив и в целом в организацию, полезно быть любознательной. Интересуйтесь! Историей больницы, ее здания и местности, где она находится, историями людей (сотрудников, врачей, пациентов). Ваша заинтересованность повысит вашу ценность как сотрудника и в свою очередь вызовет интерес к вам окружающих людей. Не забывайте только о вежливости, тактичности и избегайте навязчивости. И все получится.
Рассмотрим еще такой момент: вы пишете, что особо не с кем поделиться своими переживаниями. А ведь это очень бы помогло успокоиться. Поэтому, пока на работе вы не сдружились и не нашли собеседников, попробуйте вести дневник. Вечером записывайте туда свои впечатления и переживания о событиях дня. Пишите как идет, пишите для себя. Цель – выплеснуть эмоции, разрядиться, возможно по-иному взглянуть на события дня.
Как аналог дневника может быть запись себя на диктофон. Найдите комфортное место и поговорите сами с собой. Диктофон в данном случае будет в роли слушателя. ПосмОтрите, это тоже сработает и поможет вам сбросить эмоциональное напряжение.
Вы указали, что вы - человек тревожный. Тогда подумайте о том, чтобы включить в свою жизнь регулярные спортивные нагрузки. Любой вид физической активности, который вам по душе и подходит организму. И тут смысл спорта будет не в том, чтобы улучшить фигуру (это может быть приятный побочный эффект), а в том, что вы поможете своим напряженным от постоянной тревоги мышцам расслабиться через спорт.
Ведь взаимосвязь такая: нервничаете – мышцы напрягаются, успокоились – мышцы расслабились. А можно ведь наоборот пойти: в спорте мышцы поработали и расслабились – нервная система успокоилась. Кстати, после занятий физическими упражнениями никаких проблем со сном быть не должно. Так что подумайте в этом направлении.
Также нарушения сна на почве тревожности поможет скорректировать врач (терапевт, невролог, сомнолог, психиатр), поэтому возможно стоит к нему обратиться и пройти соответствующий курс лечения.
И давайте теперь уделим внимание теме вашей профессии, ведь вы упомянули о трудностях в этой области.
В том, куда устроиться социальному работнику, может помочь, например, ваш университет. Почитайте информацию на сайте, можно обратиться в деканат или к кому-то из ваших бывших преподавателей. Возможно при вашем университете есть центр трудоустройства выпускников, тогда и туда стоит конечно же обратиться.
Также можно искать должность социального работника на сайтах поиска работы, а также через государственный центр занятости.
В целом, социальные работники востребованы в тех организациях, где необходимо консультирование и помощь людям в вопросах их жизнеобеспечения и развития. У вас очень достойная профессия, ориентированная на помощь людям. Возможно в будущем вы измените свой взгляд на нее и найдете свое место в ней.
Для работы можно также рассмотреть и смежные профессии, возможно они тоже могли бы подойти вам. Например, работа социальным педагогом.
Сейчас вы начинаете работу в своей первой организации, получите опыт адаптации, узнаете больше о себе и своих способностях, лучше поймете, чего вы хотите для себя. Все это поможет в дальнейшем при поиске новой работы и снизит страх перед приходом в следующую новую организацию. Ну а советы, как помочь себе адаптироваться на новом месте, у вас уже есть :)
Желаю вам успеха в работе и радости от нее!