Проработав год в детском саду, я понимаю, что мне нужно двигаться дальше. Куда и как?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Недавно я решила осуществить свою мечту и получить образование психолога. Поступила в магистратуру института психологии, в год моего поступления было только одно направление - конфликтология, и я подала документы туда. Получила диплом, и начала искать работу. Препятствия возникли в направлении конфликтология, т.к я искала работу именно психолога, мне отказывали в работе из за несоответствия диплома. Однажды я увидела вакансию психолога в АВА центр для детей с аутизмом. Прошла собеседование и меня взяли на работу. Работа мне нравилась. Проработав пол года мне предложили условия на которые я не смогла согласиться и мне пришлось уйти. Тогда я твёрдо для себя решила что буду развиваться в области клинической психологии. Я подала документы в институт психологии на 2х годичную переподготовку по специальности клиническая психология, на базе высшего психологического образования и устроилась на работу педагогом-психологом в детский сад. Я понимала что у меня нет достаточных знаний в области психологии и выбрала детский сад потому что решила что там я сориентируюсь и не наврежу никому. Проработав год в детском саду я понимаю что мне нужно двигаться дальше. Сейчас я нахожусь в недоумении что мне делать и куда идти. Я хочу получить диплом клинического психолога и работать психологом в психоневрологическом диспансере. Там психолог занимается исключительно диагностикой. Скажите пожалуйста, как мне действовать? С чего начать карьеру и как получить образование? Заранее благодарю за ответ!
Автор вопроса: Елена Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Елена, здравствуйте!
Рада за Вас, что Вы смогли осуществить свою мечту, чего бы она ни касалась, особенно приятно, как практику с 20-летним опытом, что Ваша мечта оказалась связана с психологией, коллега!
Последовательно проанализируем информацию из Вашего письма. Постарайтесь давать развёрнутые ответы, записывать ответы на мои вопросы на отдельный лист, чтобы потом у Вас остался небольшой конспект-размышление на тему «Я и профессия психолога». Из этого конспекта Вы и сделаете выводы.
Когда Вы впервые поняли, что Вам интересна психология? Почему не начали психологическую карьеру сразу после школы? Чем до этого занимались? Почему? Что сподвигло Вас всё-таки осуществить свою мечту? Как Вы восприняли то, что придётся учиться на конфликтолога? Как Вы понимаете слова «конфликт», «конфликтолог»? Вам нравилось учиться в этом направлении? Как Вы отнеслись к возникшим проблемам с поиском работы по данной специальности? Что тогда подумали о себе и своих профперспективах? Вы хотели бы работать конфликтологом, если бы ни возникшие затруднения?
После обучения на конфликтолога Вы полгода работали в АВА-центре с аутистами, и Вам эта работа нравилась. Однако Вам предложили условия, на которые Вы не смогли согласиться, уволились.
Это анализ Вашего ведущего мотива деятельности, который связан с работой. Хотелось бы понять, что конкретно Вам предложили, что вынудило Вас уйти с работы, которая нравилась?
Что тогда стало для Вас важнее любимой работы? Что для Вас вообще в приоритете в выборе профессии? Попробуйте проанализировать причину увольнения с этой точки зрения.
Вы захотели развиваться в сфере клинической психологии, она, конечно, гораздо ближе к тому, чем Вы занимались в АВА-центре, чем к конфликтологии. Работа педагогом-психологом в детском саду - тоже из той же сферы.
Насторожила фраза «я понимала, что у меня мало знаний…поэтому выбрала детский сад…решила, что там никому не наврежу». Елена, Вы уверены, что недостаточно профессиональная работа с детьми не способна им навредить?
Общеразвивающими занятиями не навредите, конечно, если Вы их проводите строго по инструкции автора, но так же важно не упустить на ранней стадии отклонения в развитии психики ребёнка, ведь многое исправляется именно в этом особо чувствительном возрасте до 10-12 лет, это очень ответственная работа психолога, требующая наблюдательности, уверенных знаний возрастной, дифференциальной, специальной психологии, в том числе, патологических проявлений.
Если бы ни те изменившиеся условия работы, то остались бы дальше в детском саду? Что привлекало Вас там? Что не устраивает Вас в работе в детском саду? Почему ощутили своеобразный тупик, потолок в работе в саду?
Чем Вас привлекла клиническая психология? Почему хотите работать в ПНД? Почему именно этот контингент Вам интересен? Чем эти люди отличаются от других людей? В чём их привлекательность, с Вашей точки зрения?
Психолог – это живой инструмент, который работает собственной психикой - мышлением, эмоциями, эмпатией, аналитическими способностями и т.д. Обычно психолог выбирает себе нишу и методы работы, соответствующие собственным качествам личности, особенностям характера. Однако психолог, который «занимается исключительно диагностикой», это не совсем точная формулировка функционала, на мой взгляд.
Как Вы считаете, для чего нужна диагностика? С какой целью её назначают? По каким принципам выбирают, какие именно тесты давать? Что делают с полученными результатами?
Диагностика ради диагностики просто не имеет смысла. Сейчас много тестов в открытом доступе, в том числе и на этом сайте, поэтому людей не удивишь распечаткой из сборника тестов. Загвоздка обычно возникает именно в достоверной интерпретации, понятном прикладном применении результатов, способности соединить результаты разных тестов, обобщить и начать коррекцию выявленных проблем.
Кстати, рекомендую все тесты проходить сначала самой. В своей практике я достаточно много использовала разных тестов для разных возрастов, разных запросов, постоянно их перепроверяю, у меня есть собственные авторские диагностические разработки, поэтому не понаслышке знаю, что в справочниках в тексте вопросов, в нумерации, в баллах, в ключах бывают опечатки – пресловутый человеческий фактор.
Я уж молчу про то, что иногда люди заполняют тесты намеренно нечестно, случайно неверно, а Ваша обязанность чётко распознать эти признаки и не навесить на человека ошибочный диагностический ярлык.
Диагностика – только инструмент, чтобы убедиться в своей гипотезе.
Обязательно необходимы навыки психологического консультирования (а как же понять для начала, что тестировать, если не поговорить с человеком, как без консультации рассказать ему потом о том, что получилось в итоге диагностики?). Обязательно у психолога должны быть навыки проведения развивающих занятий, тренингов, практических занятий, терапии (иначе как менять выявленные негативные стереотипы, которые мешают человеку жить?).
Вы спрашивали, с чего начать карьеру? Как получить образование? Так Вы уже начали карьеру и обучение! И весьма успешно.
Разнообразный профессиональный опыт нынче очень приветствуется. Можно найти пару-тройку направлений в психологии, которые привлекают Вас больше остальных, и развиваться в этих направлениях: обучаться, повышать квалификацию, заканчивать курсы, участвовать в обсуждениях, конференциях, собирать и анализировать собственный опыт, сразу опробовать на практике то, что изучаете, чтобы приобретать навыки и вырабатывать собственный стиль работы.
Это лишь моё мнение, но, думаю, что коллеги из «старой гвардии», так же насмотревшиеся в сети разных чудес под видом психологии, сейчас согласятся со мной: хочу Вас предостеречь от увлечения вебинарами непроверенных специалистов, которые зачастую лишь создают иллюзию профессиональной осведомлённости. А основная их задача – дать интересные, но поверхностные куски знаний, подсадить на крючок недостаточности знаний, вынудить проходить новые и новые платные вебинары в попытке понять то, что так и не объяснили на предыдущих. То есть - бизнес, ничего личного.
Практикуйте сначала классические академические подходы, прежде всего, пусть именно они станут основой Ваших знаний, навыков. Потом достроите на этом прочном фундаменте что угодно, лично Ваше, уникальное, отличающее Вас от других специалистов. Желаю успеха!
С уважением,
Наталья
По вопросам индивидуального приёма - смотрите контакты в личном кабинете на этом сайте. Оставляйте письменную заявку на консультацию через Вотсап +7 (девять два пять) 525 0023 или телеграм t.me/psycholog1909