Воспоминания о прошлой работе тревожат и мешают найти новую.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня такая ситуация. Я уже полтора года не могу устроиться на работу. С прошлого места меня заставили уволиться. Работала там около года в офисе на телефоне. Сначала меня очень хорошо приняли, претензий не было, начальница (моя ровесница) говорила что я ей нравлюсь. Но где-то за два месяца до увольнения она резко изменила свое отношение в худшую сторону. Началась постоянная критика, контроль за каждым моим шагом, общение хамским тоном. Даже в мои выходные она стала систематически писать в наш рабочий чат о том как я плохо работаю, напоказ другим. Она доводила меня до слез, но я тогда боялась выяснять у нее в чем причина. А в день увольнения она просто заявила "Ты уже давно не стажер, а постоянно косячишь. Я устала. Мы прощаемся". Тогда я растерялась и молча все подписала. Понимаю, что скорей всего это было из-за личной неприязни, а не из-за качества работы. Видимо я где-то повела себя не так как она хотела, а сказать мне про это прямо не хватило ума. Но самое печальное, что мне там нравилось. Там было много преимуществ, каких может больше нигде не быть. Даже после такого нечеловеческого отношения к себе, я все равно вспоминаю положительные стороны. И постоянно пытаюсь найти что-то похожее. Но все не то. Или мне отказывают, или меня что-то пугает. Я пытаюсь не сравнивать, но то место постоянно у меня перед глазами. Мама постоянно давит на меня чтобы я побыстрей устроилась. Говорит идти в магазин продавцом, раз не получается в офис. Но я в прошлом работала в магазине и мне было тяжело терпеть хамство и агрессию некоторых покупателей. И сейчас у меня дикий страх работать с клиентами в живую. Только по телефону получается, чувствую себя более безопасно. Понимаю, что это позор в моем возрасте не работать. Но я не знаю как побороть страх и перестать сравнивать. Еще есть страх что меня могут снова уволить. Ведь это было не один раз в моей жизни. И до этого было несколько раз. Помню как мне сказала одна коллега что это из-за того что я слишком тихая и правильная. А начальники таких не любят и во всем подозревают. Нужно это изменить. Только как? Подскажите, пожалуйста.
Автор вопроса: Мария Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Здравствуйте, Мария!
Очень жаль, что у Вас случился такой негативный опыт с работодателем, который отразился на Вашем восприятии трудоустройства.
Вы пишете, что сначала всё было хорошо, но потом со стороны начальства резко возникло недовольство Вашей работой, контроль за Вашими действиями, критика работы, указания «напоказ другим» в общем чате на то, что Вы плохо работаете. При увольнении начальница сказала, что устала от того, что Вы «косячите».
Мария, понимаю, что воспоминания будут Вам неприятны, но без этого нам не разобраться в том, что произошло.
Проанализируйте, в чём конкретно заключались её претензии?
Обоснованы ли были претензии к Вашей работе?
Были ли они связаны с реальными рабочими ситуациями или это были просто негативные эмоции начальницы?
Поступали ли на Вас жалобы от клиентов?
Что за событие произошло между Вами и начальницей или другими коллегами примерно в то время, когда ухудшились отношения?
Случилось ли в тот период что-то в жизни у самой начальницы (возможно, Вы могли знать о её неприятностях)?
Не было ли у Вас в коллективе сотрудника, который мог бы сознательно оговорить Вас?
Могли ли Вы кому-то «перейти дорогу», вызвать зависть, злость?
Очень жаль, что Вы тогда так и не решились поговорить с начальницей лично и разобраться в ситуации. Личная неприязнь могла появиться у начальницы как на фоне реальных проблем на работе, так и в результате недоразумения или сознательного введения начальницы кем-то из сотрудников, клиентов в заблуждение на счёт Вас. Кто-то банально мог её дезинформировать, понимая, что Вы из-за своей нерешительности не станете выяснять ситуацию.
И вот эта самая недоговорённость, когда Вы так и не разобрались в случившемся, не отстояли себя, не даёт Вам теперь покоя. Вы словно всякий раз мысленно приходите на ту работу, чтобы заново пережить произошедшее, чтобы расставить все точки над «И». Но Ваша психика запомнила тот пережитый ужас, унижение, поэтому она пытается Вас оградить от их повторения и включает страх. Это как внутренний конфликт, который, с одной стороны, требует его разрешения, с другой, не даёт Вам снова окунуться в травму.
Есть кардинальный способ разобраться в прошлом - Вы можете приехать в офис, встретиться с начальницей, с коллегами и задать все вопросы, сказать всё, что хотели, но так и не решились. Иногда такая реальная встреча с «человеком из прошлого» помогает «закрыть гештальт». Решитесь ли Вы на это? Не станет ли это новым стрессом для Вас? Не будет ли это выглядеть странно? На эти вопросы можете ответить только Вы.
Есть и более щадящий, но не менее действенный способ добиться примерно того же. Правда, встречаться нужно будет не с реальной начальницей, а с её образом внутри Вас. Эта техника называется «Два стула».
Возьмите два стула, поставьте на расстоянии 1-2 метра напротив друг друга, словно для людей, которые будут вести беседу. У Вас должна быть пара часов времени, когда Вас не будут беспокоить, никого не будет дома. Сядьте на один стул. Он - Ваш. Представьте, что на втором стуле сидит начальница (можете распечатать её фото из соцсетей и положить на стул). Погрузитесь в воспоминания о том, как Вы работали, как начинался конфликт, как Вас вынудили уволиться. И начните говорить, обязательно вслух, а не про себя!
Говорите всё, что крутится у Вас в голове, озвучивайте все диалоги, даже которых не случилось, все эмоции, обиды. Если начнутся слёзы, крики, ругательства, злость, то это очень хорошо, ни в коем случае не сдерживайтесь (именно для этого упражнение нужно делать, когда дома нет никого, кто Вам помешает) - чтобы Вы нейтрализовали эмоциональный заряд, который сдерживали.
Скажите всё, что хотели. Задайте все вопросы. Защитите себя в той ситуации, очистите своё доброе имя в глазах начальницы. Не задумывайтесь, не критикуйте, не сомневайтесь, а просто доверьтесь процессу, пока через Вас будет идти энергия запертого внутри Вас гнева, обиды.
Теперь сделайте паузу. Прислушайтесь к ощущениям. Как они изменились? Отметьте это для себя.
А теперь пересядьте на стул напротив. Если распечатали фото, то возьмите его в руки, словно Вы теперь - Ваша бывшая начальница, которая сидит напротив Вашего стула. Посидите немного, прислушайтесь к ощущениям. Представьте, что Вы в роли начальницы сейчас выслушали всё то, что ей сказала её бывшая сотрудница. Что Вы чувствуете? Что думаете? Произнесите вслух всё, что начнёт приходить в Вашу голову, без критики и анализа, просто говорите. Это могут быть очень ценные озарения о том, что на самом деле послужило причиной того конфликта. Просто говорите и говорите, будто это не Вы говорите, а она - через Вас.
Снова пересядьте на «свой» стул. Войдите в роль Себя, прислушайтесь к ощущениям, мыслям в голове, словно Вы сейчас услышали эти слова от реальной начальницы. Что хотите спросить, сказать в ответ?
Проведите этот диалог, пересаживаясь со стула на стул до тех пор, пока эмоции не улягутся и не появится ощущение, что Вам что-то стало ясно, ощущение облегчения, снижения эмоционального накала.
Завершая технику, подведите итоги от имени Себя и Начальницы: скажите вслух, что поняли теперь, что готовы простить друг другу и принять в ситуации. Делайте эту технику столько раз, сколько будет необходимо.
Мария, ещё должна обратить Ваше внимание на то, что Вы написали о своей матери. Она подгоняет Вас к принятию решения по поводу выхода на любую работу, давит, Вы постоянно испытываете стыд, что не работаете. С одной стороны, мама «хочет как лучше». С другой, этот способ для Вас, возможно, весьма травматичный, и Вы защищаетесь. И я бы посмотрела ещё и в эту сторону - нет ли проекций Ваших отношений с мамой и с начальницей. Но это можно вычислить только на личной консультации.
В Вашей голове есть идеализированная картинка о работе мечты. Да, мы все хотим работать в идеальном месте с идеальной зарплатой, идеальным коллективом, идеальным начальством, откуда никогда не уволят. Но вероятность попадания в такое место крайне мала. Именно так мы попадаем в ловушку перфекционизма: буду работать только в раю или вообще нигде. А основная масса мест работы отнюдь не райская: то график не тот, то зарплата, то придётся работать не по трудовой книжке и т.д. - нужно учиться расставлять приоритеты, сравнивать, отказываться от чего-то, идти навстречу страху, отвечать за свой выбор, ошибаться и снова пробовать.
Если Вы ранимый человек, который всё принимает на свой счёт, не может постоять за себя, то работа с клиентами, которые могут наорать, нахамить, - весьма опасное поле.
Быть «тихой и правильной», оставаясь собой, можно и нужно. Не стоит пытаться насильно переламывать себя. Ради чего? Может быть лучше сначала изучить себя, к какой работе у Вас больше склонностей, где Вы не будете испытывать постоянный стресс из-за того, что делаете то, что для Вас противоестественно? И если для этого потребуется получение дополнительного образования, то в этом нет ничего страшного, переобучение стало современной тенденцией.
Почему Вам отказывают на собеседованиях? Что Вас пугает у работодателя? Возможно, это Ваша интуиция, и туда реально не стоит идти? Всё это нужно анализировать. Лучше вовремя подкорректировать свой путь, чем продолжать стучаться в закрытую дверь, где Вас никто не ждёт.
Сложные периоды случаются у всех. Примите этот опыт как шанс отказаться от чего-то, что тянет Вас назад, как опыт личностного взросления, приобретения нового навыка во взаимодействии с миром, с людьми. 33 года - возраст пересмотра взглядов на жизнь, достижения, это самый расцвет, так что все пути Вам открыты, Мария!
С уважением,
Наталья
По условиям индивидуального приёма - смотрите информацию в личном кабинете на этом сайте. Оставляйте письменную заявку на консультацию через Вотсапп +7 (девять два пять) 525 ноль ноль 23