Заказчики не приходят на примерки. Как отказаться от работы(заказа)?

Вопрос психологу:
Добрый день.
Подскажите, как отказаться от выполнения заказа? Взяла заказ по шитью(несколько платьев для выступления, довольно сложные). Уже пару недель над ним работаю. Заказчики не так активно принимают участие в работе. Мне нужно больше примерок, они могут просто отказаться приходить. И работа стоит. Это моя не основная деятельность. Работаю только вечерами. Сроки пока не поджимают, но я чувствую, что это только пока. Уже начались проблемы со сном. Руководитель кружка симпатичная девушка, она мне немного помогла, но дальше точно все на мне будет. В скором времени у меня будет дополнительное обучение по работе, и времени не будет почти совсем. Я уже согласна так всë оставить, отдать свои наработки и не продолжать. Но как то не удобно. Хотя понимаю, что со стороны коллектива тоже были не соблюдены договоренности. Но почему то считаю себя виноватой. Я точно не успею. Просто нет времени. А работать к урывками, не умею. Нужно сосредоточится, чтобы все хорошо сделать. Как более правильно будет отказать. Не хотелось бы портить с людьми отношения? Но и в плохом состоянии тоже быть не могу.
Спасибо.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Екатерина, здравствуйте!
Давайте сразу представим себе, что я выступаю в ролях коллеги, заказчика, а Вы через письмо мне рассказываете о своей позиции в отношении работы и заказа.
Что я чувствую, читая текст? Я чувствую, что у Вас есть много невысказанных претензий к ситуации или людям, Вы молча терпите, обижаетесь, потом хотите всё бросить в отчаянии, но совесть Вам этого не позволяет, Вы запутались.
Фраза «как отказаться от заказа» говорит о том, что Вы всё же склоняетесь к этому варианту. Тогда возникает вопрос: а как случилось, что Вы взяли-таки этот заказ? Вам что-то пообещали, а потом изменили условия (обманули)? Вас просил взять заказ человек, которому Вы не смогли отказать? Вам нужны были дополнительные средства, поэтому согласились, хотя понимали, что тут не всё в порядке?
Следующее - позиция в отношениях с заказчиком. Вы договаривались изначально: про периодичность примерок, про сроки, про штрафные санкции, про ответственность за то, что нет примерок и т.д.? Не бойтесь обозначать правила, рамки, сроки, Екатерина, - они дают обоюдную опору на правила взаимодействия, понятность условий, ощущение безопасности.
Как часто Вы напоминаете заказчику, что время уходит, а без примерок платья сшить невозможно? Что они Вам отвечают? Можете ли отказаться от выполнения работы, если нет примерок?
Это был Ваш индивидуальный заказ или для коллектива, когда ответственность распределяется между несколькими людьми? Если Ваш индивидуальный заказ, то решать все вопросы по заказу можете только лично Вы.
Если платье шьёт коллектив, то по правилам командной работы придётся максимально быстро ставить коллег в известность о проблеме, договариваться, кому передавать заказ. Затянув выполнение заказа почти до конца срока и только потом передав кому-то, Вы подведёте своих коллег, ведь они не рассчитывают, что им подкинут чужую авральную работу. Именно из-за этого, скорее всего, Вы чувствуете сейчас потенциальную вину? В Ваших силах не допускать этого.
Вина возникает тогда, когда внутри Вы точно знаете, что имеете возможность поступить иначе, но не делаете этого. А вот почему? Кого Вы хотите этим наказать? Что и кому Вы хотите показать, доказать? Может быть Вы ужасно устали, на кого-то обижены? Это ведь всегда можно обсудить.
Вы точно знаете, что потом не сможете выполнить этот заказ, но по какой-то причине не предпринимаете никаких действий, пока есть время и возможности: ни отказываетесь от заказа, ни наседаете на заказчиков, ни передаёте заказ другому человеку. Чего Вы ждёте? Что должно произойти, чтобы Вы для себя решили, что теперь ПОРА ЗАЯВИТЬ О ПРОБЛЕМЕ?
Думаю, дело связано с внутренним конфликтом, когда Вы не можете отстоять свои границы, вовремя сказать «нет». Именно это толкает Вас на игру в молчанку. Вы надеетесь, что, скрывая потенциально неприятную ситуацию, Вы не усугубляете проблему, надеетесь, что она решится сама собой, словно заметаете мусор под ковёр вместо того, чтобы выбросить его.
Может быть Вы думаете, что когда Вы заявляете о проблеме, Вы кажетесь людям конфликтной, придирчивой? Поверьте, замалчивая проблему и подкидывая её потом как «сюрприз» коллегам, Вы как раз этого и добьётесь - своего конфликта с заказчиком и коллективом.
Можно ли получить результат другим путём, не ставя под удар ни заказчиков, ни коллектив, ни себя? Если ситуация с Вашим заказом и Вашей работой выходит из-под контроля, просто возьмите на себя ответственность за процесс и не ждите, что кто-то другой это сделает за Вас. Пока есть время, сегодня же приступайте к первым действиям. Вот хоть зажмурьтесь от страха, но всё равно действуйте!
1) Определитесь - Вы хотите доделать заказ или отдать его?
2) Если доделываете, то свяжитесь более настойчиво (это не значит - грубо!) с заказчиком, объясните, что нужно приехать на примерку такого-то числа, а потом - такого-то. Если услышите отказ, то объясните, что тогда Вы снимаете с себя ответственность за качество работы без примерок или сроки, перешивать ничего не будете (лучше это фиксировать письменно).
3) Обязательно поставьте в известность о ситуации руководителя кружка. Она должна быть в курсе, ведь с жалобами на Вашу работу (если что-то пойдёт не так) заказчики потом пойдут к ней, как я понимаю. Обсудите, что не справляетесь с заказом по такой и такой причине, попросите помощи в разговоре с заказчиком.
4) Если решили отказаться от заказа, обсудите с руководством возможность передачи заказа другому человеку и отдайте заказ в ближайшее время (поставьте себе срок - неделю).
5) Обсудите с начальством или коллегами то, что Вы назвали «со стороны коллектива не соблюдены договорённости». Это происходит постоянно или исключительный случай?
Вы - ответственный и честный человек, Екатерина, это очевидно. И, скорее всего, многое держите в себе, оберегая окружающих от негативной информации. Иногда «оберегать» = «вовремя сказать человеку о проблеме».
Настало время разрешить себе говорить то, что Вы думаете о ситуации на самом деле, рассказывать о том, в чём видите проблему, в чём Ваши сомнения, препятствия, какое предлагаете решение проблемы. Позвольте себе говорить, что Вы отказываетесь от чего-то, что Вы небезразличны к общему делу, к качеству работы, к мнению клиентов и т.д. Этим Вы не обижаете людей (если говорите спокойно, вежливо и без оскорблений, конечно). Это и есть Ваше мнение, профессиональная и человеческая позиция, ответственность и верно выставленные границы в отношениях, которые другие люди должны знать и учитывать.
С уважением,
Наталья
По условиям индивидуального приёма - смотрите информацию в личном кабинете на этом сайте. Оставляйте письменную заявку на консультацию через Вотсапп +7 (девять два пять) 525 ноль ноль 23