Муж использует меня для слива негатива.

Вопрос психологу:
Подскажите, уважаемые психологи!
‌Живём вместе 6 лет, из них 2 года женаты. Мне 34, мужу 39, он зарабатывает хорошо, а я мало, живём у меня. Последние пол года у мужа очень сильный стресс из-за разочарования в профессии, который ежедневно выливается в упрёки на почве уборки. Муж часто обвиняет меня в том, что со мной потерял здоровье и зря связал свою жизнь. Несколько месяцев назад мы выработали план выхода из кризиса. Решили что на работе он достиг карьерного потолка и ему необходимо повышать квалификацию, чтобы найти лучшую работу с лучшей зарплатой. (тогда ещё муж понимал что проблема не во мне). Муж начал учиться, я стала брать подработки.Р ешили делать ремонт (пополам). И тут началось, месяц назад муж начал ежедневно попрекать меня пылью в доме, придираться к уборке и говорить что будет искать себе съёмную квартиру, потому что со мной жизни не видит. Я терплю все это до субботы, а каждую субботу рыдаю, после чего он становиться прежним всего на 1 день воскресенье, а потом все по новой. Если быть честной, то из-за подработок, я почти перестала готовить и мало убираюсь. В ссоре говорит, что этот ремонт ему не нужен и он не собирается вкладывать деньги в мою квартиру, лучше будет копить на свою. А на следующий день может с удовольствием выбирать обои и уговаривает меня не отменять ремонт. Последнее время он перестал радоваться, все воспринимает очень негативно, всем недоволен. Как помочь мужу пережить этот этап и объяснить, что использовать меня для слива негатива не допустимо. Разводиться он не хочет.
Автор вопроса: Карина Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте Карина. Хочу отметить, что Ваши усилия поддержать мужа и помочь ему пережить кризис, безусловно достойны признания и уважения. Вы действительно УЖЕ много сделали для улучшения его состояния. К сожалению, муж пока этого не оценил. И Ваша реакция: «Я терплю все это до субботы, а каждую субботу рыдаю, после чего он становиться прежним всего на 1 день воскресенье, а потом все по новой» говорит о том, что Вам самой пора «надевать кислородную маску». О чем речь? О Вашем эмоциональном состоянии и внутренней позиции. Давайте по порядку.
1. Наша помощь эффективна тогда, когда ее хотят принять. Ваш муж обвиняет, придирается и раздражается, вряд ли это можно назвать принятием помощи. И то, что он «последнее время он перестал радоваться, все воспринимает очень негативно, всем недоволен», верный признак обратиться за помощью к специалисту. И опять-таки, эта помощь будет эффективной, если муж сам захочет изменить свое состояние/ отношение и ситуацию.
2. Чтобы поддерживать и помогать, важно самой находиться в хорошей психологической форме. Этим мы и займемся. Тогда не придется никому «объяснять, что использовать меня для слива негатива не допустимо». Начнем с самоуважения. Вспомните человека, которого Вы очень уважаете. За что? Как и в чем это уважение к нему Вами проявляется? Теперь перенесите эту схему на себя. За что Вы себя можете уважать? Как это самоуважение Вами будет чувствоваться и проявляться? Примите твердое решение уважать себя, несмотря ни на что.
Теперь подумайте не спеша, о том, КЕМ Вы себя чувствуете по отношению к мужу, это вопрос не о внешних ролях, (жена, например), а о Вашей ВНУТРЕННЕЙ позиции. На «поверхности» все может выглядеть примерно так: «ну как же, я жена в первую очередь, даже друг. Хочу сохранить семью, все делаю для этого и тд». Это прекрасно. Но если Вы внутренне занимаете позицию, предположим, матери или опекуна или жертвы и тд, то стратегия сохранить семью, будет выбрана соответствующей: где-то с давлением, где-то с надрывом. Подумайте, почему Ваш муж считает, что «со мной потерял здоровье и зря связал свою жизнь?..» НЕ НАДО считать себя виноватой в этом! Постарайтесь максимально ОБЪЕКТИВНО увидеть «свой вклад» в это. В браке, ответственность за отношения - 50/50. Какими установками о себе/ браке/ муже Вы руководствуетесь? Результат сложившихся отношений, о чем Вам говорит? Отчасти, ответы на эти вопросы, помогут Вам прояснить свою ВНУТРЕННЮЮ позицию (и ее легче будет изменить), как правило, она редко осознается.
Теперь подумайте о своем проекте благополучных отношений. Для чего вы вместе? Кто Вы и какая в этих отношениях? Чего по-Вашему мнению Вы заслуживаете? Что нужно «отредактировать» в себе/своем мышлении и поведении чтобы получить желаемый результат? Находите время, чтобы восстановить силы (сон, отдых, приятные занятия); поработайте со своей самооценкой (информации на эту тему достаточно и она доступна) и только после этого, открыто обсудите с мужем ваше совместное будущее.
Начните с того, что Вам нравится в нем, или за что благодарны ему. Потом прямо спросите, «я так часто это слышала.. поэтому хочу уточнить у тебя, ты относишься к нашим отношениям как к чему-то временному или все-таки длительному союзу? Его ответ очень важен, так как если это временно для него, то чтобы Вы ни делали, все будет продолжаться так, как Вы описывали.
В благополучном браке работает понятие СОТРУДНИЧЕСТВО. Обсудите готовы ли вы быть ОДНОЙ командой для решения жизненных задач? Если да, как это будет для вас обоих НА ПРАКТИКЕ?
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ и ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ есть? Как это проявлять, чтобы их чувствовал КАЖДЫЙ в паре?
ПОДДЕРЖКА вместо критики (конструктивная допускается). Как и в каких случаях нужна?
ОБЩЕНИЕ и время ВМЕСТЕ, насколько оно КАЧЕСТВЕННО? Что можно улучшить?
ЦЕННОСТИ - нормы, по которым вы решаете жить. Общие ценности есть? Какие? Чтобы знать и уважать их.
Подумайте о том, что для Вас важно, озвучьте это. Так Вы сократите число недоразумений и разочарований..
Карина, цените себя и уважайте, каждый человек имеет полное право на это.
Если Вам нужна более обстоятельная помощь, записывайтесь на скайп-консультацию. Искренне буду рада вам помочь.
С уважением,