Стоит ли сохранять семью, если нет уважения?

Вопрос психологу:
16 лет мы в браке, имеем 2х сыновей, 16 лет и 3 года. За это время пережили многое, и его измены и запои, периодически уходил жить к маме, потом через месяц возвращался, всё вроде бы налаживалось, но не надолго. Иногда 2-3 месяца могли нормальной жизнью пожить, а в последнее время уже около пол года, его как будто подменили. В семье у нас частые ссоры, ему не нравится что у нас часто хозяйничает моя мама, она приходит и смотрит младшего сына, при этом любит наводить порядки, хотя я ей делаю замечания. Муж придирается к моей маме, иногда и без повода, как бы ревнует, я у нее одна и мама в разводе с отцом уже давно. Так вот 6 месяцев назад муж пришел в 1 час ночи домой в очередной раз очень пьяный, разбудил детей, устроил скандал и ударил меня, я вызвала, впервые в жизни милицию. Мне было очень стыдно, но в тот момент я по другому поступить не могла . После этого случая, он ушел в очередной раз жить к маме. Прошло 3 недели, он стал приходить к младшему сыну и пытался наладить, как мне казалось, тогда отношения. Я очень переживала, он вроде тоже, решили попробовать пожить вместе, но как соседи. Этого хватило на неделю, он стал, намеренно, опаздывать с работы, не брать в течение дня трубку и не перезванивать, я понимала, что он мне мстит за вызов милиции, просила прощения, плакала, но он был как каменный. Через неделю мы снова разошлись, после его очередной пьянки, он как бы специально хотел меня каждый раз своим и ранее не лучшим поведением спровоцировать. В июле мы поехали на отдых в Анапу, муж ехать не хотел, но я его попросила, т.к. боялась что не справлюсь с младшим сыном одна. На отдыхе ничего особо не поменялось, он вел себя надменно, пил. Сказал, что у него как будто в мозгу что то изменилось и он больше прислушиваться ко мне не будет. Что я всю жизнь им командовала, хотя всем 16 лет, он жил на всем готовом, у меня своя квартира, моя мама устроила его на престижную работу, а сам он ни к чему особо стремиться и не хотел. После возвращения из Анапы, были натянутые отношения, на 10 сентября на 16тилетие старшего сына , он собрался ночью и пьяный ушел. На следующее утро разговаривали по телефону, он сказал, что разные и он не вернется. Три недели его не было, не приходил и не звонил, потом заболел младший сын пневмонией, нас положили в больницу и мужа как будто подменили. Он стал внимательным ко мне, хотел наладить отношения, сказал, что без нас жить не сможет. Мне стал названивать мой давний поклонник, муж стал ревновать, встречать меня с работы, это уже было после выписки из больницы. Потом мы провели ночь вместе, и на утро он сообщил, что уезжает в санаторий. Куда и с кем мне не известно. Сказал что ему нужна перезагрузка. Это был как удар в спину. Такой подлости я не ожидала, сообщил на утро и в этот же день уехал. Написал смс что любит нас, по приезду будет делать все чтобы наладить отношения, что он изменится. Сказать раньше не мог, т.к. знал что я его возненавижу и не будет этой чудесной ночи. Я просила его не врать, когда была с сыном в больнице, он пообещал и через две недели такой чудовищный поступок. Как я сейчас к нему отношусь уже и не знаю, наверное больше ненавижу, но когда вспоминаю его глаза полные чувств ко мне, хочется надеяться на чудо. Я просила мужа за неделю до поездки, про которую я ничего еще тогда не знала, взять отпуск и побыть дома с сыном после болезни, он сказал что отпуск уже израсходовал, опять получается соврал. Знал что сына посмотрит его нелюбимая теща. Его поведение в последнее время как протест, как месть мне. Все 16 лет он периодически выпивал и были две связи. Но потом он возвращался и я видела раскаяние в глазах, хотела сохранить семью, т.к.сама росла без отца, после развода родителей я долго переживала. Со старшим сыном муж общий язык найти не может, да и не особо пытается, говорит что мы с бабушкой его разбаловали. Когда я спрашиваю где был ты и почему не воспитывал злится, говорит что не давали. Приходя домой он занимался компом и до сына дела не было. Младшего сына не могли никак зачать, обращались к специалистам, через 7 лет получилось. Младший копия папы, говорит что любит. Сразу было видно, а сейчас и от него он как будто отстранился. Не понимаю что с ним происходит. Может кризис сред.возраста, то ему нужна семья, то не нужна. А с этой поездкой, он мне как будто бросил вызов, со мной не согласовал, не поставил в известность. Может мы просто разные люди. Раньше мы хотя бы иногда подстраивались друг под друга, а сейчас он как будто все наперекор мне делает. В начале разрыва он говорил что я никому не нужна, потом стал ревновать. И я уже не знаю сколько будут эти конфликты и ссоры. Мама и старший сын говорят разводиться, подруги советуют не спешить. А я уже совсем запуталась. Муж говорит что мне самой нужно меняться и тогда все у нас получится, а я после этого последнего поступка с санаторием видеть его больше не могу. Может действительно лучше расстаться и не мучить ни себя, ни детей. Только не знаю будет ли лучше от этого или нет, но спокойнее, наверное, точно будет.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 39

На вопрос отвечает психолог Шендерова Елена Сергеевна.
Здравствуйте, Татьяна! Вы 16 лет прожили с мужем всё это время в надежде, что он изменится и сейчас эта надежда Вас не отпускает. За все эти годы муж пил, были измены, поднял на Вас руку, обесценивает Ваши отношения, Ваш брак, разрушает отношения с Вами и с детьми, но Вы продолжаете надеяться - на что? На то, что он изменится - этого не произойдет - так как он уже показал Вам то, какой он - проблема не в мужем, а в том, что Вы боитесь принять то, что на самом деле между Вами и не было любви и уважения - был Ваш страх, страх того, что дети будут расти без отца - а разве с таким отцом у детей полноценная семья? Вы жертвуете своей жизнью, ради чего? Ваши отношения похожиа на сценарий отношения между алкоголиком и жертвой (зачастую это именно жена), которая надеятся и ждет, которая всё время прощает. А ведь для мужа это озночает только одно - что Вы всё готовы принять! Что Вы всё готовы стерпеть! Что он и дальше может причинять Вам боль, ведь Вы уже всё это приняли! Не стоит в своём выборе слушать ни сына, ни маму, ни подруг - прислушайтесь к себе - ведь каждый человек выбирает ту жизнь, которой в итоге он достоин. Подумайте - чего от жизни хотите Вы? каких отношений ждали? что получили? почему продолжаете терпеть эти отношения? чего ждете? Попробуйте ответить себе на вопросы:
1. что будет в Вашей жизни, если Вы останетесь с мужем?
2. что будет в Вашей жизни, если Вы НЕ останетесь с мужем?
3. чего НЕ будет в Вашей жизни, если Вы останетесь с мужем?
4. чего НЕ будет в Вашей жизни, если Вы НЕ останетесь с мужем?
И прислушайтесь к себе. Только Вы можете изменить свою жизнь, но для этого нужно начать с себя - услышать себя, полюбить самой себя, начать самой уважать себя,а не терпеть то, что Вам достается. Ваша жертва (сохранение "семьи", при том, что муж выпивает, мстит - а это поведение незрелого человека, который не готов к ответственности вообще, а разве тогда он способен быть Мужем и Отцом?) никому не нужна - детям? вряд ли - они и так видят перед собой пример мужчины, который пьет, который обижает маму и пример женщины-мамы, которая всё терпит и смиряется с ролью жертвы. Подумайте - кто Вы? почему несете эту роль? почему сами не любите себя?