Его апатия и недовольство убивают во мне все желание с ним жить.

Вопрос психологу:
Добрый день. Мне 27 лет. Моему мужу 41. Живем уже 12 лет. Есть двое детей 9 и 6 лет. Муж никогда не работал( только недавно устроился). До этого было свое дело. Но не очень удачно. Я работаю с 17 лет. Я всегда старалась что б дома было чисто, готовила. Но он все равно придирался. Я не обращала внимания. Раньше поднимал на меня руку. Но спустя долгое время мы решили этот вопрос. Сейчас он меня всячески пытается унизить или оскорбляет. Интимной жизни у нас почти нет. У меня столько обиды что нет желания. Он никогда не дарил мне цветы, не делал романтики. Мне кажется что ему со мной не интересно. Но и у меня все желание на хорошую жизнь отбил. Нет желания что то для него делать. Сейчас и он и я работаем. Он получает приличную зп. Я в два раза меньше. Расходы на детей оплачиваю я. Свои расходы на себя , тоже сама. От него стараюсь ничего не просить. Так как он всегда говорит что у него денег нет. С меня за мои деньги спрашивает. Куда потратила и зачем? А когда я его спрашиваю. Он говорит какая разница. Вечно ходит без настроения. За 13 лет знакомства видела улыбку на лице и смех всего несколько раз. Что мне делать? На компромиссы не идет. Если что то прошу больше так не делать все равно делает втихаря. Как быть? Как себя вести. От меня постоянно просит поддержку и финансовую и моральную. Но сам в ответ ничего не дает. Как объяснить его поведение. Бывают мелкие обманы. Считает себя неповторимым и идеальным , но вокруг все го..о. живем у меня. Свое давно продал. Разводится не хочу, детей жалко. Но его постоянная апатия и недовольство убивает во мне все желание с ним жить. Не любит читать, ходить в кино, слушать музыку, гулять. Вообще никаких интересов кроме большой любви к деньгам. Как быть? Что делать?
Автор вопроса: Елена Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Елена, здравствуйте!
Хочу немного Вас разочаровать. Насколько я понимаю, Вы просите совета как изменить Вашего мужа. НО!!!!! изменить другого человека почти невозможно, если он сам этого не хочет. Других людей можно только принимать такими какие они есть. Менять можно и нужно только себя, если что-то не устраивает.
Елена, правильно ли я поняла, что Вы с Вашим мужем с Ваших 15 лет и его 29 лет?
Понимаю, что Вы были слишком молоды.
Большая разница в возрасте тоже моет давать о себе знать (в разном возрасте разные интересы, темпераменты, потребности).
Как я понимаю за 12 лет вы потеряли любовь и уважение (надеюсь, что в самом начале они все же были).
Елена, вспомните за что Вы полюбили Вашего мужа. Что когда то Вас привлекало в нем. Всегда ли было, что Вы сами себя содержали? Что связывало Вас? А что сейчас, кроме родительских обязательств связывает вас?
Елена, Вы молодец, что стараетесь всегда решать семейные задачи. Конечно же каждая семья - это суверенное государство и только члены семьи решают, что приемлемо, а что нет. Но, как я понимаю, Вас слишком многое не устраивает, накопилось слишком много обид. В письме нет подробностей, поэтому мне сложно давать конкретные советы. Одно точно - Вам желательно поработать над собой, над своими обидами и претензиями. И делать это не ради него, и даже не ради отношений (хотя если Вам важны отношения, то здесь предстоит много работы. можно и нужно обращаться вместе к семейному психологу). Сделать это важно, прежде всего, ради себя самой, и для себя!!!! Обиды и претензии мешают Вам, не позволяют быть счастливой именно Вам.
Важно не позволять Вашему мужу унижать Вас. Почитайте про тактики "психологическое айкидо", техники психологической амартизации. Техники общения с манипуляторами и агрессорами (про психологическое насилие).
Для Вас самой важно не терять позитивного самоотношения!
семейные проблемы важно решать сообща, важно уметь слушать друг друга. а психологу важно услышать мнения обоих. Возможно, что обиды накопились с обоих сторон.
В отношениях очень важен ДИАЛОГ!!!!! Важно соблюдать правила, которые устраивают ВСЕХ членов семьи.
Обсудите ваши проблемы с мужем. Но без претензии. Начните диалог с Я- предложений (Мне важно, чтобы мой муж..., Мне грустно, когда ты..., Мне неприятно, когда ты..., мне больно, когда со мной... , для меня очень важно..., меня расстраивает, когда...., меня радует, когда...).
Вполне возможно, что у Вашего мужа сейчас собственный кризис и ему не хватает Вашей поддержки, возможно проблемы с самооценкой и т.д (можете почитать про кризис середины жизни). Может быть именно из-за этого он унижает Вас. Пытается хоть как то поднять свою самооценку, хоть и за Вас счет. Конечно же это не совсем правильно и конструктивно. Но зная проблему можно найти всегда выход. Может дать ему уверенность в себе и ощущение значимости, нужности, важности и по другому. Очень многое зависит от Вас.
Возможно надо поменьше критиковать его, а больше хвалить, но естественно за дело. Похвалой Вы сможете изменить его поведение, поощряя то, что Вам нравится в его поведении. Ему будет хотеться Вашей похвалы еще больше и он будет стараться. Начните хвалить хоть что-то. Ведь наверняка есть что-то хорошее. Не обесценивайте то, что есть, а наоборот высоко оцените и похвалите. Тоже самое делайте в отношении себя и детей.
Начните вести переговоры!!!! Семья это как бизнес. Здесь очень важно уметь вести переговоры и приходить к согласию. Здесь очень важна стратегия выиграл-выиграл.
Вы можете пересмотреть общий бюджет. Обсудить, какую долю должен вкладывать в бюджет Ваш муж, сколько денег должен давать на детей.
Это Ваша семья! Решать только Вам!!!
Если совсем невмоготу, то можете разъехаться на время. Разводиться не обязательно. Можете подать на алименты и без развода.
Ради сохранения семьи, как Вы сами написали ради детей очень важно научиться договариваться, научиться прощать, научиться вести взаимовыгодный диалог!!! А если Ваш супруг не хочет идти на диалог, то ставить достаточно жесткие условия. Как я понимаю, Вы все равно ничего не теряете.
Еще важный момент - насколько он принимает участие в воспитании детей, как и чему учит. Какими Вы хотите видеть своих детей в будущем.
Я желаю Вам счастья. Если будут вопросы, то пишите.