Муж не контролирует меру выпитого и становится агрессивным.

Вопрос психологу:
Добрый день! Моя проблема заключается в том, что мой муж не контролирует меру выпитого и становится агрессивным. Он пьет достаточно редко, но если пьет то не знает границ. Может завестись с полуоборота и начинается вести себя агрессивно. Бьет вещи, грубит мне или мимо проходящим людям. На следующий день жалеет об этом и говорит, что на самом деле этого не хотел, просто у него резко меняется настроение и он перестает себя контролировать. Что с этим делать он не знает, но все прекрасно понимает. И считает себя от части зависимым. Видно, что его это мучает, но идти к психологу или к психотерапевту отказывается. Единственное, что предложил так это меня оградить и просто не ходить с ним туда, где будет пьянка. Я ему верю и люблю его, но на предложение полностью отказаться от алкоголя он говорит, что не может. Что мне делать, если я не хочу его отпускать? В целом у нас прекрасные отношения, но раз в 2-3 месяца, когда ходим к друзьям, у него такой срыв. В этом плане он похож на отца, тот тоже не умеет пить. Так, на нашей свадьбе два года назад он нелестно отзывался о друзьях мужа (Они полицейские) и всячески его цеплял, позже завязалась драка. После этого мой муж спустя какое-то время попробовал с ним помириться, но отец был опять пьян и довольно сильно ударил моего мужа в ногу. После того случая они не виделись и не общаются уже почти год. На вопрос видит ли он сходство в этом со своим отцом, говорит что нет. А мне кажется он его подсознательно копирует. Моему мужу 24 года и в трезвом состоянии он добрый и приятный молодой человек. Но в пьяном состоянии будто совершенно не он. Меня это очень ранит и вызывает чувство страха, говорила ему, что вряд ли смогу с этим смириться и если бы не любила, давно бы ушла. Сама я не местная, переехала в Москву из Севастополя к нему. Поэтому хоть на время куда-то уйти не получается. Как мне его мотивировать к тому, чтоб он все-таки отказался и какой способ или вариант действий может спасти наш брак?
Автор вопроса: Людмила Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Токорьян Валерия Викторовна.
Людмила, здравствуйте.
По Вашему письму видно, что Вы очень здравомыслящая девушка, верно оценивающая те процессы, которые происходят в Вашей семье в данный момент, и, по-настоящему любящая жена, так как готовы к решительным мерам по борьбе за семейное счастье.
Это уже полдела по достижению победы. Вторые «полдела» - за Вашим мужем. Вы описали семейную ситуацию, которая, к сожалению, весьма распространена в российских семьях, но при этом искать пути выхода из нее приходится каждой семье самостоятельно, готового решения для всех нет.
Кроме одного – женщина обязана сохранять свою безопасность. Это ее священный долг перед собой, ибо жизнь ей дана не для того, чтобы быть принесенной в жертву патологической страсти другого человека. Сделайте это своим девизом, Людмила.
Анализ наблюдений за семьями, в которых муж страдает от алкогольной зависимости, показывает, что насилие с его стороны возникает с небольших эпизодов (сначала оно направлено на другие объекты, такие как, вещи, одежда, и прочее «что под руку попадется», а также на других людей) и развивается по нарастающей, в том числе, уже и в отношении его домашних (грубость, запугивание, словесные унижения, провокация на ответную реакцию, грубый физический контакт).
В Вашем случае имеет место начальная фаза этого процесса, с применением, насилия в отношении других людей и предметов. Не буду Вас успокаивать, что попыток насилия в отношении Вас нет, так как любые действия Вашего мужа, которые Вас «… очень ранят и вызывают чувство страха…», и есть насилие.
При этом имеет место два позитивных фактора, которые следуют из Вашего письма. Первый - Вы не готовы мириться с подобным поведением мужа и готовы действовать на положительный результат; и второй – Ваш муж, хоть и отказывается от «предложения полностью отказаться от алкоголя», признает «себя отчасти зависимым» и осознает деструктивность своего поведения в момент принятия алкоголя, предлагая Вам «просто не ходить с ним туда, где будет пьянка». Попыткой оградить Вас, по сути, от себя самого, Ваш муж демонстрирует любовь к Вам.
И в этом - ресурс для начала позитивных преобразований, так как ни один мужчина не откажется от любимой женщины без борьбы, даже если ему предстоит тяжелая борьба с зависимостью.
Постарайтесь донести до мужа факт полного неприятия Вами его поведения в алкогольном опьянении, и, соответственно, неприятия употребления им алкоголя в принципе. Продемонстрируйте свою решимость (пути для смены локации есть всегда) и, в то же время, свою готовность ему помочь при отказе от спиртного, сопровождать и поддерживать его на этом пути. Например, вместе ходить к психологу.
Вы были правы, отметив в своем письме, что Ваш муж подсознательно копирует своего отца, имеющего ту же проблему и передавшего ее «по наследству» своему сыну. Ваш муж – всего лишь носитель этой проблемы, она зародилась ранее в его семье, и причина ее возникновения, как правило, страх. Хорошо бы проработать отношения вашего мужа с отцом, с другими мужчинами в роду, и найти то, чего же так боялись предки Вашего мужа, что нашли защиту в пьяной агрессии.
Понаблюдайте за семьей Вашего мужа. Как его мать справляется с приступами агрессии отца? Какие чувства это у Вас вызывает? Вы одобряете ее действия (или бездействие)? Вполне вероятно, если не предпринять мер, Вы повторите ее судьбу. В этом также можно найти ресурс для изменений. Если Вашего мужа ранит поведение его отца и, в целом отношения родителей, Вы можете использовать негативные случаи из их жизни как пример того, что бы Вам НЕ хотелось иметь в своей. К примеру, вряд ли Вам бы хотелось, чтобы Ваш сын был избит пьяным отцом и разорвал с ним контакт.
Людмила, Ваше обращение за психологической помощью в этот сложный для Вас период – первый и главный шаг в направлении сохранения брака. У Вас есть главный ресурс для успешного решения этого вопроса – любовь Ваша и Вашего мужа, готовность беречь друг друга, поддерживать в критические моменты. А значит, у вас есть все шансы не только сохранить, но и укрепить ваши отношения.
Успехов и терпения Вам на этом пути.
С уважением, Валерия Токорьян.