Муж довёл до ручки. Не хочу быть с ним. Как уйти без зазрения совести.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. В браке с мужем 13 лет. Два года назад развелись, по его инициативе, но продолжаем жить вместе как муж и жена. До развода очень часто ссорились, муж кричал на меня, рассказывал своему брату о том, что я ничтожество и не на что не способна. Я услышала и унизилась перед ним прося прощения за то, что такая плохая. В течении следующих лет у меня появилась страшная депрессия, я ее поборола сама, без лекарств, начала искать досуг. К слову сказать у нас двое детей и они полностью на мне : уход, уроки... Муж никогда не менял памперсы детям. Никогда не ходил с нами на пляж или просто погулять, только если сам выберет времяпрепровождения. И при каждой ссоре бросает мне в лицо, что он вообще не хотел детей. И что это все моя вина. Меня он полностью аннулировал как личность и только благодаря моим детям я выбралась из того состояния безнадежности и постоянной тревоги. Он мог выезжать на каникулы один, потом переписывался с дамами несколько месяцев, меня это жутко злило и я ревновала , а он наслаждался тем, что я ревную. Теперь у мужа дела пошли плохо на работе, он якобы раскаялся от всего того неприемлемого отношения ко мне. Я его поддерживаю. Но уже не хочу быть с ним рядом. Говорит, что хочет опять жениться, что он многое понял, только мне это уже не надо. Я не хочу быть с ним. Но смотрю на наших детей и понимаю, что им будет плохо без папы и мамы вместе. Но я не могу забыть всех тех криков, оскорблений при детях, манипуляций . Он страшный нарцисс и постоянно смотрится в зеркало, его мнение самое верное, его решения самые правильные. А я просто устала морально и психически от его присутствия и его манипуляций. Слишком долго я позволяла с собой обращаться плохо, и прощала быстро, потому что любила. Наверное я перегорела и все чаще ловлю себя на мысли, что было бы хорошо, если бы он влюбился и оставил уже меня окончательно. Не хочу быть с ним, надеюсь у него дела наладятся и тогда я смогу уйти. Он вновь станет успешным и тогда уже точно появятся и любовницы, и даже женщина, которая его будет любить , он не будет один. А я смогу уйти без зазрения совести. Спасибо.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 37

На вопрос отвечает психолог Бурд Маргарита Валентиновна.
Ольга, Здравствуйте!
Из письма видно, что Вы не можете уйти от мужа. Вам нужна ещё, более веская причина.
Посмотрите на Свою Жизнь. Участвуете ли Вы в ней как хозяйка?
Сначала Вы выслушивали оскорбления, и не хватило решительности, а теперь остаётесь с ним из за жалости, мол, дела наладятся..... А то бедного и несчастного бросить совестно.
И дело не в том, что я Вас призываю к этому!
Я предлагаю посмотреть на Вашу ситуацию со стороны.
1. Дети никогда не сохранят семейного счастья и поэтому из за детей оставаться вместе бессмысленно. Ведь они будут постоянно видеть несчастную маму и неудовлетворенного папу. Лучше встречаться с детьми, дарить им любовь и формировать в них правильное отношение к жизни.
2. В отношениях с мужем Вам надо менять стратегию поведения, т. е поведенческую реакцию. Обычно, поведенческие реакции формируются с детства. И акцент надо сделать на защиту своих личностных границ. А у Вас видна позиция жертвы. Отсюда и его поведение. Когда человек находится в жертвенной позиции он будет привлекать агрессора. Так устроен мир.
3. Что бы уйти от человека совесть не играет в Вашем случае ни какой роли. Почувствуйте себя хозяйкой своей жизни, именно Вы руководите каждым своим шагом. Жалость плохая советчица.
Не хватает в жизни решительности! И она нужна не только для того, что бы уйти, а ещё для того, что бы говорить человеку "нет", когда он нарушает Ваши границы.
Знаете, есть такая притча про забор и гвозди. Её суть такова, что вбив в забор гвозди всегда их можно будет вытащить, но дырки то останутся. И человек может сделать плохое, а потом сказать "прости". Но, если боль остаётся, то как можно построить доверие и близость? Здесь надо выстроить доверительные отношения, но уже не близкие. Причём родительская ответственность при этом остаётся 100%.