Муж обзывает матом. Мне очень обидно.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. В браке с мужем уже 4 года, есть ребёнок. В последние пол года муж мной постоянно недоволен. Я понимаю, что я не идеальна! Но, не до такой степени, чтобы меня обзывать матом. Мне очень обидно. Сейчас я учусь на последнем курсе университета. Хочу после получения диплома заняться бизнесом. На что муж говорит, что у меня ничего не получится.. Мне очень хочется внести свою лепту в семейный бюджет. Чтобы приблизить достижение общих целей.
Запуталась. Не понимаю, что я делаю не так, что меня обзывают? Муж говорит : заслужила. Обижается, что я ему не делаю чай и не приношу за стол. А в это время я читаю по учебе, после того, как уложила ребёнка спать. Ещё я много сижу в телефоне, это его раздражает. Но, я там не развлекаюсь! Я очень увлеченный человек. Помимо ребёнка, мне интересны многие вещи! Я хочу добиться успеха в карьере. Но, отношения с мужем никак не складываются... Он умный, хороший, но очень резкий. Да, иногда я виновата и ругань обосновано. Но, я не маленький ребёнок, чтобы меня постоянно ругали за все! Пытаюсь ему возразить, но он говорит, что я только огрызаюсь. Запуталась. Да, понимаю, надо искоренять эту привычку сидеть в телефоне. В этом я виновата, что не прислушалась к нему. Но, его срыв может произойти по любому поводу. Подскажите, как быть в такой ситуации? Что я делаю не так, раз меня так оскорбляет муж? Очень болит душа за брак. Я не хочу развод!!! При ребенке мы не ругаемся. Но, я запуталась. Не знаю, как поступать. В голове в последнее время полный сумбур.
Автор вопроса: Илона Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Соловьева Анна Романовна.
Здравствуйте, Илона.
Хочу обратить ваше внимание на противоречие: «я не маленький ребенок» и «что я делаю не так, раз меня так оскорбляют?», - это вопрос из детской позиции, ребенка, который не хочет расстраивать родителя из страха наказания.
Почему у вас столько смятения: «сумбур в голове», «запуталась»? Вроде озвучиваете вполне четкие и понятные цели, прикладываете усилия для их реализации.
Возможно, вы впадаете в детскую позицию в ответ на жесткую критику и оскорбления. Такое бывает, когда в детстве кто-то взрослый обходился с нами именно так, через унижения, критику, агрессию. В нашей реальности такой опыт не редкость, как минимум в школе, а то и в семье.
Если эта ситуация носила длительный характер или единичный, но сильно травматичный, то и во взрослой жизни психика реагирует аналогично детской – ступор, не знаю, как защититься, чувством вины и попытками его загладить, все исправить. А также чувство смятения, непонимания и «сумбура», когда объективной причины для недовольства вами нет, а есть необходимость «слить» негативные эмоции, накопившееся раздражение и гнев, возможно, даже - на себя.
Все, что вы «делаете не так» - это позволяете партнеру срываться на вас.
Идеальных людей не существует. Мы все делаем ошибки, порой испытываем раздражение и гнев, иногда ищем виноватых там, где их нет или сложно признать свою ответственность. Но это не дает никому право оскорблять и унижать другого, особенно того, кто не может этому противостоять, кто нуждается в нашей поддержке.
Судя по вашему рассказу, вы после декрета прилагаете усилия для самореализации и профессионального становления, но не находите поддержки у партнера, напротив, получаете сомнения в ваших способностях и обесценивание ваших стремлений. Почему так происходит? Вот что желательно прояснить с партнером в открытом диалоге. Возможно, он боится изменений или рисков, не уверен в своем положении или находится сам в стрессе, который отражается на ваших отношениях.
Необходимы четкие границы дозволенного, например: взаимные оскорбления недопустимы, допустимо прямое обсуждение того, что тревожит. Когда есть проблемы с самоконтролем, можно договориться о стоп-слове, которое будет означать «приближение бури» и необходимость взаимной паузы. Темпераментным людям порой необходимо время и уединение, чтобы остыть, разложить свою внешнюю проблему «по полочкам» в тишине и покое.
И конечно, важно откладывать все гаджеты в сторону при обсуждении значимых вопросов, выделять время друг для друга, где есть только вы вдвоем. Качественное взаимное общение, даже очень ограниченное по времени, даст больше личной свободы каждому в остальное время и на учебу, и на интересы, и на саморазвитие.
Удачи Вам, Илона.
С уважением, Анна Соловьева.