Болезненно воспринимаю курение мужа. Меня бесит, что он курит и ему хорошо, а я из-за этого так переживаю.

Вопрос психологу:
Я никогда не курила. В семье курящих не было. Отношусь негативно: не выношу запах, помню о вреде для здоровья. В целом в последние годы стала терпимее к курящим, кроме одного человека.
Он бросил курить до начала отношений. С курящим я бы не стала встречаться. Через несколько лет закурил. Вроде как из-за стресса на учебе. Диплом он впоследствии получил, а курить не бросил. Лет пять я мучилась. Ненавистный мне запах с балкона полз в квартиру. Осознание, что муж вредит себе, хотя у него был успешный опыт резкого отказа от сигарет. Каждая сигарета была мне как ножом по сердцу. Я понимала, что 5-6 сигарет в день — не так уж и много, но ничего не могла поделать со своей реакцией. Он прекрасно понимал, что это болезнь и это вредно, но просто не хотел бросать, а моя болезненная реакция для него была только моей проблемой. Разговоры на эту тему воспринимал в штыки: я отравляю ему жизнь, если я буду ему докучать, то он точно не бросит, издевательски говорил «спасибо, что напомнила, надо покурить». Я не осмелилась ставить вопрос ребром, т.к. понимала, что этим ничего не добьешься.
Однажды он внезапно бросил. Подчеркнул, что это ни в коем случае не из-за меня, а для себя. Я не могла поверить неожиданному счастью. Но он мог выкурить одну сигарету за компанию, хвастаясь, что вот так хорошо бросил, что может выкурить изредка сигарету, не чувствуя зависимости. Мне в эти моменты тоже было очень неприятно.
Спустя 4 года он снова закурил. Около 3 месяцев назад. Состоялся неприятный разговор, прямо как в прошлом: «без тебя все знаю, это болезнь, прояви понимание, не лезь ко мне». Я обещала, что никогда не заговорю на эту тему. Теперь он курит только дома. Если мы уходим на несколько часов, он не берет с собой сигареты, т. е. вполне может продержаться 5-6 часов.
Я старалась делать вид, что приняла это. Но в последнее время у меня словно что-то сломалось внутри. Во-первых, как можно было снова закурить! В третий раз! Во-вторых, у меня больше нет доверия к нему. Теперь я вижу, что если он сейчас бросит, потом может закурить снова, и так может чередоваться всю жизнь. Наверное, ему нравится быть курящим. Он так снимает стресс, ему хорошо. Он лучше меня знает о вреде курения, но ему все равно. Я держу слово и молчу, хотя иногда хочется закричать. Я стала плакать, усилились проблемы со сном. Однажды он услышал мой плач в ванной и пристал с расспросами. Я сказала, что это из-за того, о чем я обещала молчать. Он, как всегда, в штыки: я отравляю ему жизнь не так, так этак. «Я брошу, но потом».
Мне почти физически больно каждый раз, когда он выходит курить. Недавно были в гостях с курящей парой. В первый раз, когда они его позвали покурить, он отказался. Я про себя порадовалась, что не поддался и выдерживает свой ритм, но это была преждевременно, потому что потом он весь вечер выходил каждый раз с ними. Меня резали без ножа. Я словно попала в прошлое. Тогда мне было особенно неприятно, когда он курил в компании, хотя другим абсолютно все равно.
Меня бесит, что он курит и ему хорошо, а я из-за этого так переживаю. Меня больно, что я не сплю ночами и плачу, а он заявляет, что я отравляю ему жизнь. Меня раздражает его слабохарактерность. Я тоже испытываю стресс, но не хватаюсь за сигарету или бутылку.
Ситуация осложнилась тем, что у него, возможно, серьезная болезнь (точно узнаем через месяц). То есть может случиться так, что ему понадобится моя особенная поддержка. И я теперь должна еще больше стараться, чтобы меня не прорвало в ненужный момент и я не выплеснула накопившийся негатив. Больно, что надо молчать и не показывать свои переживания. Больно, что неизвестно, сколько продлится период курения в этот раз. Больно, что сейчас, в отличие от прошлого, я финансово во многом завишу от него, т.к. мой доход очень сильно уменьшился.
Очевидно, что я должна принять его таким, как есть, со всеми слабостями и вредными привычками, но кажется, я не смогу. Он как сломанная игрушка, которую я хочу починить и не могу. Как мне научиться справляться со своими эмоциями и поменять отношение к ситуации? Как мне помочь себе и что я могу сделать, чтобы помочь ему? Я не хочу больше лить слезы по ночам и чувствовать боль в груди от каждой его сигареты.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Ольга!
Прежде всего Вам надо определиться, что же конкретно Вас выводит из состояния равновесия и с этим работать.
1. «Лет пять я мучилась. Ненавистный мне запах с балкона полз в квартиру.»
Раздражает запах, муж должен считаться с Вашими чувствами, если это не так, то не «любит», не дорожит Вами.
2. «Осознание, что муж вредит себе, хотя у него был успешный опыт резкого отказа от сигарет.»
То, что муж вредит себе, вызывает у Вас беспокойство за его здоровье и, дальше в перспективе Вы боитесь остаться одна, без него? Значит он дорог Вам.
Вам кажется, что он может бросить, раз был успешный опыт, но он «ради Вас» не готов сделать это, значит -не «любит». Отсутствие доверия?
Вот с этим Вам надо разобраться самостоятельно. Возможно, Вам не хватает мужского внимания, нежных и доверительных отношений. Хочется вернуться в те годы, когда это всё было и муж даже «бросил курить» ради Вас!?
Значит надо подумать, как обновить, перезагрузить чувства. Разорвать шаблоны бытового стереотипного поведения. Например, приготовить какое-то новое блюдо в выходной день, соответственно сервировку сделать необычной. Купить новое нижнее бельё, стараться понравиться, как это делает девушка, женщина, когда ей приглянулся парень.
Вероятно, Вам покажется странным, что зависимость у мужа, а работать Вам надо над собой. Дело в том, что любая семья – это, взаимозависимая система. И Ваше раздражение, нетерпимость к мужу, когда он совершает «грех», вызывает сопротивление у мужа. Ведь он не ребёнок, а Вы своим контролем даёте ему понять, что он незрелый, несостоятельный мужчина.
И главное- если муж избавится от дурной привычки, то должен гордиться своим достижением. Вы же заранее, ещё до того, как зависимость преодолена, демонстрируете собственное участие в этой борьбе. Конечно- это происходит на неосознаваемом уровне. Просто для Вас очень важно, чтобы никотиновая зависимость была устранена. Всё-таки пощадите мужское самолюбие. Он сам потом скажет Вам спасибо, да только тогда, когда Вы превратитесь из воина в союзника Ольга.
На фоне того, что: «Ситуация осложнилась тем, что у него, возможно, серьезная болезнь (точно узнаем через месяц). То есть может случиться так, что ему понадобится моя особенная поддержка.», Вам стоит переключить внимание на его чувства в свете открывшихся обстоятельств. Поставьте себя на его место. Неужели угроза серьёзного заболевания по тревожности меньше Вашей обеспокоенности от курения, Ольга?
С учётом того, что написано выше, предлагаю Вам снимать тревогу дыхательными упражнениями на релаксацию. Кстати, когда сами освоите их, сможете предложить, как инструмент для расслабления мужу вместо сигарет: «Расслабиться при помощи медитации, релаксации и самогипноза. Упражнения, техники.»
Источник: https://psycabi.net/prakticheskie-metody/653-rasslabitsya-pri-pomoshchi-meditatsii-relaksatsii-i-samogipnoza
Изменяя своё отношение к ситуации, Вы измените саму ситуацию Ольга. Уверена, что Вы проявите женскую мудрость и такт на пути к гармоничным семейным отношениям. Знание того, что агрессия, контроль вызывают сопротивление, а доверие, доброжелательность, мягкость, напротив, помогают мужчине проявить свои мужские качества, направит Вашу энергию в нужное русло. И всё получится Ольга!
Желаю Вам успеха и благополучия семье!