Айлурофилия у родственницы. Как уговорить ее обратиться к психологу?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Ей 50 лет. Дома 40 котов. Собирает их с взрослого возраста. Особенно, когда ушел муж(увели). Который тоже любит котов. У него дома 2 кота. И помогает приютам. Она подбирает больных и несчастных. Городская квартира. Оперированные и ухоженные. Запах , правда , даже в лифте дома. Кормит и лечит всех , где может найти. В разводе. Детей нет. Нужен психолог. Но, она считает , что ей он не нужен. Обижается, что ее считают больной. Говорим, что больные -это старенькие неадекватные бабушки. У которых коты неухоженные. Говорим, что ей нужна помощь психологическая. Она говорит, что мы не понимаем ее. Она не может пройти мимо больного кота. Что котов берут на мясо, что они у нее переболели и , поэтому их нельзя отдавать туда, где коты ( заразят). Последнее , похоже на правду. Занимается только котами. Очень аккуратная и организованная. Поэтому пока тянет. Соседка пока терпит. Старики родители, которые в другом городе, на втором месте. Поехать к ним не может. Сбережений почти нет. Так как постоянно лечит несчастных. Помощь пристроить предлагали неоднократно. На любые разговоры в этом направлении- агрессия. Сейчас пристроить уже будет сложно. Кризис. Человек образованный. Работает. Как ответственные родственники, не хотим , извините, тратить свои сбережения на ее котов. Ей лично, помочь не отказываемся. Пока не просит. Но. . Как ее подвести к тому , что нужно получить консультацию психолога? Человек ранимый и эмоциональный. Обидчивая. Но порядочная . Говорим, что не будем помогать финансово, когда у нее не будет денег. Не хотим натравлять милицию, т. к. это чревато дурной славой и штрафами. И боимся, что ухудшим с ней отношения. Замкнется. Отец, мать , старший брат. Любимая дочь у отца.
Автор вопроса: Александра Возраст: 49

На вопрос отвечает психолог Попова Ольга Анатольевна.
Здравствуйте, Александра.
Поскольку вы задали вопрос, используя это редкое слово “айлурофилия”, повидимому вы уже проделали не мало самостоятельной работы и проясняли для себя ситуацию по открытым источникам.
Патологическая привязанность к кошкам действительно относится к расстройствам поведения. Но ее очень важно отличать от большой любви к братьям нашим меньшим.
Вот основные симптомы айлурофилии - человек содержит столько животных, сколько ему не под силу и не по средствам, ради них он отказывает себе в значимых потребностях, весь мир человека занимают только котики. Одиночество, замкнутость, социальная изоляция - его основные черты.
Иногда присутствуют очень большие странности и шокирующие поступки, связанные с питомцами и вызывающие непонимание и даже отвращение у окружающих. Иногда имеют место сопутствующие заболевания - шизофрении, деменции и др.
Часто причиной айлурофилии становится психологическая травма - потеря, предательство, развод… И похоже, она имела место в отношениях вашей родственницы с бывшим мужем. Человек уходит в себя, создает альтернативный безопасный мир, а котики в жизни человека появляются как компенсация.
Вы абсолютно правы, что решить проблему через силовой сценарий в виде разовой акции вряд ли получится и приведет к потере отношений. Нет законодательной базы, несмотря на попытки ее принятия. К тому же, это не решает ситуацию по сути. Если у вас есть желание именно помочь, будет ли это помощью?
Сейчас котики для вашей родственницы символизируют и восполняют неудовлетворенные потребности - в ласке, заботе, безопасности, значимости и т.п. Они дают эмоциональное питание, смысл существования, в которых нуждается каждый из нас, пусть странным и ограниченным способом.
Реальная помощь подразумевает не лишение имеющихся опор и способов удовлетворения потребностей, пусть и компенсаторных, а, в первую очередь, развитие здоровых опор и выход за рамки ограничений, улучшение качества жизни, усложнение функционирования по сравнению с сегодняшним днем.
Ситуация действительно непростая. Безусловно, 40-ка животным не место в небольшой городской квартире. И можно понять сложности и дискомфорт соседей. Но Вы пишите, что ваша родственница - человек порядочный, развитый, организованный, работающий и хорошо функционирующий. Это, безусловно, хорошие новости. Она справляется в содержании животных надлежащим образом...
.
Подумайте, - возможно уровень ее функционирования позволяет перевести это в другой, социально-приемлемый формат? (сделать однозначный вывод о степени расстройства по имеющейся информации я не могу) Если любовь к животным находится в базовых ценностях (возможно это так, ведь они были важной частью ее жизни и раньше), а помощь им является значимой деятельностью, то просто раздать котиков врядли будет хорошим решением. И такое предложение, конечно, будет воспринято в штыки. Ведь это главная отдушина.
Но (как один из возможных вариантов), вы могли бы вместе подумать о том, как можно по-другому реализовывать эту потребность помогать животным - таким образом, чтобы выиграли все: наступил мир с соседями, животные получили более подходящие условия, женщина стала частью значимого проекта, движения или сообщества, появилось бы общение с единомышленниками… А для этого можно, например, наладить связи с местным Обществом защиты животных, питомниками, фондами, вет.клиниками, объединиться с кем-то из них, чтобы стать частью какого-либо питомника, как волонтер, как эксперт, или организовать свой… И для этого не обязательно нужны деньги, нужна энергия (а она кажется есть), хорошие идем и связи с другими людьми (возможно, вы готовы помочь справиться с этой частью)...
Для того, чтобы найти новые смыслы жизни и хорошие решения можно обратиться к психологу и коучу. Сейчас немало специалистов имеют одновременно обе эти компетенции (я в том числе)). Самое главное, это должен быть человек, который может оценить проблему и с точки зрения возможного расстройства психики, - не пропустить его, если оно есть (грамотный психолог). И, одновременно, как коуч может помочь выйти за рамки старого замкнутого мира, научить мыслить категориями возможностей и достижения целей. Такую задачу также может помочь эффективно решить когнитивно-поведенческий терапевт.
Сложность ситуации в том, что предварительную работу с человеком, у которого нет собственного запроса, придется сделать вам самостоятельно - заинтересовать, пробудить надежду. А для этого вам потребуется быть в очень ресурсном состоянии и попытаться войти в доверительный контакт с ней. С закрытым человеком это очень не просто... Для этого нужно попробовать посмотреть на свою родственницу совершенно по-новому - не как на источник проблем для вас и соседей, а как на отдельную Вселенную, на особенный, ценный, хотя и непонятный и странный Мир.
Вас услышат только в том случае, если вы проявите искренний интерес, доброжелательность, заботу, будете открыты, готовы просто поговорить по душам, чтобы узнать чем человек на самом деле живет, чего хочет... И, особенно, о том, чего уже он перестал хотеть, относительно чего потерял надежду и даже не пытается смотреть в эту сторону, а потому заполняет свой мир ласковыми и безопасными котиками...
Вот несколько вопросов, которые надеюсь помогут вам определиться с собственной позицией и тем, что вы можете сделать в этой ситуации.
Что произойдет, если оставить ситуацию как есть? Каков наихудший сценарий ее развития? Как это повлияет на вас? Что больше всего в этом вас беспокоит?
Что именно вы хотите предложить? Какие есть варианты?
Как вы видите наилучший возможный результат вашей помощи для вашей родственницы?
Как вы думаете, будет ли ею он воспринят как помощь? Если нет, то почему?
Открыты ли вы другим решениям?
Что нужно в вашем предложении изменить, чтобы оно было воспринято как реальная помощь?
На последние 3 вопроса нужно отвечать, попробовав честно “примерить тапочки” вашей родственницы, представив себя на ее месте.
Надеюсь мой ответ поможет вам прояснить ситуацию.
Желаю вам и вашим близким взаимопонимания, счастья и гармонии.
Всего вам наилучшего.