Панический страх нападения и/или изнасилования.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Анастасия, мне 21 год, детей нет, в браке не состою. Родители в разводе, меня воспитывала мама, хотя с отцом связь не теряла. Но до 8 лет редко его видела. Есть старший брат. Сегодня поняла, что моя фобия дошла до предела, поэтому пишу сюда. Мой страх начался в 8 лет. На занятии в школе нам рассказывали что делать, если на тебя напали. При этом у нас в учебниках были страшные для меня рисунки плохих людей (мужского пола), нападающих на детей. После этого занятия и начался мой страх, который в дальнейшем перешел в фобию. Подогрел его и последующий разговор с мамой дома, которая всегда мне говорила: "Когда идешь из школы одна, без брата, будь аккуратней, с незнакомыми мужчинами не разговаривай, никуда с ними не иди и, если что, кричи". С тех пор каждый мой поход на улицу сопровождался напряженностью, когда я шла одна. Я с подозрением смотрела на всех людей, в особенности мужчин и каждый раз готова была прибавить шаг или бежать. Сейчас я так делаю, когда возвращаюсь домой одна, когда уже стемнело. После наступления темноты на улице я не слушаю музыку в наушниках и иду так быстро, что в любой момент могу побежать на полном пределе. Я все время настороже, все время в напряжении. Доходило до того, что если я гуляю с кем-то, и человек хочет завернуть на какую-либо улицу, которая вызывает у меня страх, я встаю как вкопанная и говорю, что не пойду туда, даже если меня силком будут тащить, потому что якобы чувствую, что там опасность: плохие люди, маньяки и все тому подобное. Гуляя когда темно, я могу разговаривать с человеком. Но если рядом подозрительный человек или компания парней, я напрягаюсь, постоянно на них поглядываю и готова в любой момент схватить своего собеседника и увести его оттуда или убежать вместе с ним/с ней. Если я еду в такси когда на улице уже темно, то я готова выпрыгнуть в любой момент из машины на полном ходу, потому что я не доверяю водителю. Даже когда светло, я тщательно смотрю на дорогу и куда водитель собирается поворачивать, с кем он говорит, переписывается и о чем. Если после темноты я еду с кем-то домой в автобусе, я постоянно осматриваю всех людей на наличие подозрительных или опасных по моему мнению людей. Страх меня не покидает и дома, если я одна - кто-то следит, кто-то хочет вломиться, хотя понимаю, что это все мое воображение. Сегодня на пути домой в автобусе на меня постоянно смотрел странно одетый и подозрительный для меня мужчина. Пока я была в автобусе, я постоянно была в напряжении, ни на минуту не могла морально расслабиться и в голове прорабатывала схему как и на какой остановке мне выйти и что делать, если он выйдет со мной. Сейчас я пришла домой и почти расплакалась, потому что не вижу выхода. Этот страх не проходит никогда после наступления темноты, я уже не могу его контролировать. Все говорят мне успокоиться и постоянно спрашивают почему я так напряжена. Я не знаю, что делать. Помогите, пожалуйста.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Анастасия!
Фобический парализующий любую активность страх, ожидание нападения в любой момент и от любого человек, который покажется подозрительным, может быть следствием большого количества причин и психологических травм, истоки которых, в большинстве своем, кроются в детстве.
Большинство таких страхов иррациональны, т.е. не подтверждены реальностью ситуаций или травматическим опытом отношений. Многие из низ сопровождаются навязчивыми мыслями, ожиданием опасности в любой момент, хотя при сознательной оценке ситуаций человек может прийти к выводу, что страхи не имели под собой должного основания.
Однако сейчас важно понять, что каким бы ни был такой страх, если он связан с ухудшением качества жизни человека, сокращением его контактов с внешним миром и другими людьми, то в такой ситуации необходимо обратиться за советом и помощью к специалисту. Это могут быть психологи и психотерапевты различных школ и направлений, хотя наиболее эффективной считается работа по преодолению подобных страхов когнитивно-поведенческая терапия, особенно в период снятия первичных симптомов проявления такой проблемы как страхи и фобии.
Помимо обучению способам преодоления приступов необоснованного страха и фобических проявлений в такой работе Вы сможете постараться определить причину проявления таких соматических и психических реакций на ситуации, в которых Вы оказываетесь.
Не берусь установить все из них по Вашему краткому описанию развития Ваших страхов, но здесь могут быть как и ситуации, связанные с расставанием Ваших родителей, так и глубинные экзистенциальные страхи, такие как боязнь смерти вообще или боязнь стать жертвой насилия в частности.
Пока Вы будете решаться на работу со специалистами, рекомендую Вам несколько практических советов по преодолению подобных страхов.
Поскольку приступы страха и паники сопровождаются учащением дыхания и активизацией работы органов, ответственных за «спасение человека бегством от опасности», в моменты возникновения безотчетных приступов страха постарайтесь обратиться к таким дыхательным практикам, как контроль за дыханием. Сконцентрируйтесь на собственном дыхании, постарайтесь делать вдох на счет «раз-два-три», а выдох контролировать на счет «раз-два-три-четыре-пять». Замедляя дыхание сознательно, Вы способствуете снижению скорости поступления в кровь кислорода и притормаживаете работу всех органов, зависящих от кислорода – сердца, реакции мышц и т.д.
Старайтесь в моменты приступов «включать рациональное мышление» - постарайтесь сама себе сказать, что для подобного ожидания опасности должны быть веские поводы, или частота попадания людей из Вашего окружения в подобные «ожидаемые» ситуации за последний период мала, и с вероятность того, что что-то подобное сейчас случиться с Вами также мала. Дело в том, что опасности обычно неожидаемы, непрогнозируемы и происходят настолько быстро, что подготовиться к ним практически не остается времени, а посему «готовность к опасности в любой момент» может только утомить Вас, притупить реакции и ослабить Ваши силы, которые могут понадобиться в ответственный момент. Это равносильно тому, что Вы будете тренироваться для достижения какого-то результата так часто и с таким усердием, что к моменту, когда Вам придется приложить усилия для его получения, у Вас их просто не останется.
Обратитесь к медитативным практикам, которые помогут Вам освоить азы расслабления всего организма и отдельных групп мышц, что также способствует увеличению контроля над всем телом и его реакциями.
Однако все это нужно приложить к работе по выявлению причин возникновения самих страхов, поэтому без работы с психологами Вам все-таки не обойтись.
Страх пугает только тогда, когда не ясна причина его появления. Поэтому работа по прояснению причин страха самая важная составляющая в работе над паническими страхами и фобиями.
Удачи Вам!
С уважением, Елена Гладкова