Боюсь водить машину.

Вопрос психологу:
Добрый день! У меня ужасный страх садиться за руль и он появился относительно недавно. Со мной Слава Богу никаких происшествий, дтп не происходило, но я безумно этого боюсь, вечно себе накручиваю. Когда я только пошла учиться на права я была воодушевлена тем фактом, что получу этот невероятно полезный навык, у меня был очень хороший инструктор в автошколе, с которым у меня были прекрасные отношения, он верил в меня, рядом я с ним я ничего не боялась. После сдачи экзаменов в ГАИ моя мама решила, что мне стоит позаниматься с частным инструктором ее подруги. По началу мужчина показался очень хорошим преподавателем, все доступно объяснял. Но потом он мне начал говорить, что меня неправильно научили водить машину, делать те или иные манёвры, что если бы я сразу села за руль после экзаменов, то погибла бы. И я реально начинала в это верить, морально привязывалась к инструктору и считала его ангелом с небес, который должен меня спасти от неминуемой участи. И как раз из за этого я начала плохо водить, так как сомнения в моих навыках вождения порождали серьезные ошибки, что вызывало ещё больше тревоги у инструктора за мою жизнь. Спустя время я отказалась от его услуг, так как понимала, что никогда не решусь сесть сама за руль, если продолжу с ним занятия. Пришёл день, когда я села с мамой в машину и твёрдо решила, что поеду. Но это был кошмар, мама волновалась по любому поводу, заражала меня страхом, начинала нести бред какой то «поверни направо», когда поворот только налево и тд. Мы доехали до места назначения с горем пополам. Теперь я не знаю, что делать. Сесть одна за руль не могу, мне никто не позволит, с мамой ездить невозможно, про отца вообще молчу. И страх того, что я одна с чем то не справлюсь, не даёт мне даже подумать сесть за руль. Смотрю на свои права и плачу, как будто это просто какая та ничего не значащая картонка. Я не знаю, что делать с этим чувством, как его побороть. Что делать с мамой в такой ситуации? Без неё мне нельзя садиться за руль, ведь только на ее машине я могу практиковаться.
Автор вопроса: Анна Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Яценко Вероника Витальевна.
Добрый день, уважаемая Анна!
В описанной Вами истории четко прослеживается Ваша нерешительность и зависимость от других людей. Образ, передающий суть зависимости — это испуганный маленький ребенок, который зовет на помощь взрослого. Вы подчиняетесь тем, кто о Вас заботится, т.к. не верите в свою способность справиться самостоятельно. Без взрослого, который о Вас позаботится, Вы теряетесь. Возможно, иногда Вы думали: «Это слишком сложно для меня», «Я с этим не справлюсь», при этом чувствовали недостаток чего-то, неполноценность и страх быть отверженной, потерять людей, от которых зависите. Что произойдет, если Вы не будете подчиняться родителям? Они будут плохо относиться к Вам, перестанут удовлетворять Ваши потребности? Они не примут Вас другой, т.к. в течение 20 лет Вы подчинялись их требованиям и были такой, как им хотелось? На самом деле этот страх отверженности Вы сами подкрепляете своими мыслями. А может быть, Ваши родители будут рады, что Вы стали самостоятельной и можете взять на себя ответственность за свою жизнь, создать семью и ежедневно справляться со многими задачами, как и другие взрослые люди? Пробуя и ошибаясь, мы познаем мир. Не пробуя сами, а только следуя наставлениям родителей, Вы мало чему сможете научиться — только тому, что рядом должен быть родитель или кто-то его замещающий (например, муж - старше по возрасту, достигший определенного статуса).
Откуда возникла такая зависимость?
Мы рождаемся полностью зависимыми от наших родителей. По мере нашего взросления родители разрешают нам исследовать мир, помогают, если это требуется, и поддерживают в нас уверенность в наших способностях. Они охраняют и оберегают нас, чтобы мы чувствовали себя спокойно, и укрепляют нашу самостоятельность.
Слишком заботливые родители склонны поощрять и сохранять зависимость своих детей. Они позитивно подкрепляют зависимое подведение, при этом пресекают самостоятельность своих детей, лишают их как свободы, так и поддержки, не давая им стать самодостаточными.
Родители склонные к чрезмерной опеке, обращаются с детьми так, будто те младше своего возраста, принимают решения за них во всех аспектах жизни, не давая действовать самостоятельно. У таких детей мало обязанностей или их нет вовсе, они ни за что не отвечают. Родители часто критикуют своих детей за их умения в повседневных делах, а когда их ребенок берется за новые задания, вмешиваются с постоянными советами и подсказками. У тревожных родителей много страхов, и они всегда предупреждают своих детей об опасностях.
Но с такими родителями ребенку спокойно, он не сталкивается с серьезными конфликтами или неудачами, пока не покидает дом. Гиперопекаемые дети сливаются со своими семьями, и считают, что не способны жить самостоятельно, им становится сложно оторваться от семьи даже на короткое время. Они не могут вырасти и покинуть дом, поскольку полностью слились с родителями. Такие дети очень тревожны. Все естественные перемены в жизни, даже позитивные, кажутся им невыносимыми. Продвижение по службе, рождение ребенка, выпускной вечер, свадьба — любая новая ответственность вызывает у них тревогу. Изменения в жизни, которые большинство людей воспринимают как повод для веселья, приводят их в ужас. Но вместе с тревогой часто они испытывают печаль, т.к. страдают от низкой самооценки и ненавидят себя за свою зависимость от других. Зависимых людей много, особенно в возрасте двадцати-тридцати лет, когда им уже пора покинуть отчий дом. Все их друзья живут своей жизнью, а они остались дома. Их ситуация обычно затрудняется тем, что родители продолжают поощрять их зависимость. Они дают им советы по любому поводу, поправляют все их решения, оспаривают их мнение.
Для изменения ситуации могу предложить Вам следующее:
1. Осознайте свою детскую зависимость. Ощутите неумелого/зависимого ребенка внутри себя.
2. Проанализируйте, в каких повседневных ситуациях, Вы перекладываете обязанности и задачи на других.
3. Подумайте, каких испытаний, перемен или ситуаций Вы избегаете, потому что боитесь.
4. Начиная с простых заданий, систематически заставляйте себя решать повседневные задачи и принимать решения, не обращаясь ни к кому за помощью. Бросайте себе вызов и совершайте изменения, которых ранее избегали.
6. Если удалось самостоятельно выполнить работу, похвалите себя. Не приуменьшайте свой успех. Если потерпели неудачу, продолжайте работать над задачей, пока не освоите ее.
7. Не жалуйтесь, когда кто-то отказывается вам помогать. Не обращайтесь к нему/ней за постоянными советами и утешением.
8. Постепенно берите на себя новые обязанности.
Все большие изменения достигаются малыми шагами.
Этот путь - перемещение из детства во взрослую жизнь. Путь от детских страхов и слабости к независимости и жизнестойкости. Не ждите поддержки и одобрения окружающих, учитесь заботиться о себе сами. Поверьте в свою способность справляться с любыми задачами и получайте удовольствие от жизни!