Можно ли уменьшить симптомы социофобии самостоятельно?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мне 26 лет, из них я 12 лет страдаю социофобией. Меня всегда опекали родители, ходили везде со мной, если я получала плохие оценки меня тюкали за это говоря (какая ты бестолочь )Все началось еще в школе где меня постоянно дразнили и унижали, я была застенчивым ребенком и не могла дать отпор и видимо поэтому одноклассники решили что я та самая белая ворона над которой можно издеваться. Домой я приходила в слезах, в школу ходить не хотела, постепенно у меня стал появляться страх выходить куда либо, страх других людей. Кое-как окончив школу я поступила в колледж где проучилась 4 года, там было все более менее нормально, группа попалась хорошая, все дружные и я как то даже смогла подружиться с некоторыми девчонками. Но постоянная тревога меня никогда не покидала там где есть люди. Закончив учебу встал вопрос о работе, мне было страшно, но я искала работу, работала. Не знаю что произошло за последние полтора года, но я растеряла всех друзей, толком ни с кем не общаюсь, не могу есть и пить при людях, не могу работать, социофобия резко увеличилась, я не могу выйти из дома одна, не могу делать работу при людях меня начинает трясти, особенно трясется лицо, я думаю об этом и мне становиться еще хуже, постоянно думаю что должна быть хорошей для всех и то что если человек увидит мою тряску, то это будет катастрофа, про меня подумают плохо. Не могу позвонить насчет работы, а чтоб идти на собеседование то тут не может быть и речи, несколько раз пыталась, но у меня случаются жуткие панические атаки, после этого я себя ужасно чувствую. Постоянное чувство вины о том что я сижу на шее у родителей меня довело до депрессии, посещают мысли о суициде, думаю о том что это не жизнь а какой-то ад когда постоянно всего боишься и при этом ничего не можешь сделать. Можно ли самостоятельно уменьшить симптомы чтоб хотя бы не бояться работать, и не думать что подумают про мне другие люди?
Автор вопроса: Вероника Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Нижнева Алёна Александровна.
Вероника, добрый день, спасибо за Ваше обращение.
Вы пишите, что 12 лет своей жизни в той или иной степени испытываете симптомы социофобии. При этом, последние 1,5 года симптомы значительно усилились. При этом Вы упомянули, что периодически Вас посещают мысли о суициде. Прежде чем продолжить консультацию, мне очень важно, чтобы Вы искренне ответили на вопрос: какова вероятность того, что Вы можете причинить себе вред по шкале от 0 - 10, где 0 - вероятность минимальна, а 10 - максимальна. Уточните, пожалуйста, пытались ли Вы причинить себе вред в прошлом? Спасибо.
Я понимаю, что ситуация нахождения в группе людей вызывала неприятные эмоции еще в школе, но при этом потом был опыт позитивного общения с другими людьми (колледж, первый опыт работы). Сейчас очень важно понять, что именно запустило механизм усиления симптомов? Что именно произошло 1,5 года назад? Возможно, Вам получится уловить именно ту ситуацию/мысль/образ, которая и стало "спусковым крючком", усилившим Ваши прежние симптомы? Также могу предположить, что на усиление симптомов повлиял Ваш непрожитый, непроработанный опыт общения в школе. Возможно, этот опыт настолько сказался на Вашем самовосприятии, что с годами, в силу своей травматичности, стал снова выступать не первый план и усиливать прежние симптомы. Также Вы пишите, что всегда были опекаемы родителями, но, получали ли Вы эмоциональную поддержку с их стороны? Либо довольно часто сталкивались именно с оценочными суждениями в случае Вашего неуспеха (плохие оценки, к примеру)? Был ли кто-то в Вашей жизни, кто мог безоценочно принять Вас? В ком Вы могли найти ту необходимую опору, кто мог бы сказать: " С тобой все в порядке"? В детстве образ Себя формируется на основании той обратной связи, которую мы получаем от ближнего и значимого для нас окружения. Поэтому так важно, когда в жизни ребенка есть принимающий и эмоционально-устойчивый взрослый, который сможет сформировать навык принятия себя и самоощущение собственной достаточности. У меня складывается ощущение, что сейчас именно этот испуганный маленький ребенок проснулся в Вас. Попробуйте стать для себя тем самым принимающим Взрослым. Попробуйте нарисовать себя в детстве - испуганную маленькую девочку - и показать ей, что с ней все хорошо. Что не нужно быть "идеальной", что нужно быть "живой", "настоящей". Такое бывает, мы получаем плохие оценки, мы можем не ладить с другими людьми - мы и не должны всем нравиться! Это одна из неэффективных установок, которая требует проработки и переосмысления. Вы спрашиваете, можно ли справиться с данными симптомами самостоятельно? Честно - не могу это утверждать. Но для того, чтобы хоть как-то сгладить эти симптомы - попробуйте выявить именно ту мысль, ту ситуацию, которая Вас больше всего страшит в общении с другими людьми? Чего именно Вы боитесь? И попробуйте оценить эту мысль - на сколько она достоверна. Ведь только тогда, когда мы уверены, что мысль достоверна - она имеет над нами силу и власть. Попробуйте усомниться в достоверности этой мысли, приведите доказательства обратного - что ей противоречит, какие факты Вы можете привести в пример (например, дружба с сокурсниками из колледжа, успешный опыт выхода на первую работ)? Попробуйте сформулировать новую для Вас мысль, с которой Вам будет комфортно: например, я могу поладить с некоторыми людьми. Прочувствуйте эту мысль, проживите ее. Какие эмоции эта мысль у Вас вызывает? Для снижения Ваших симптомов нужна регулярная методичная работа, очень желательно в сопровождении квалифицированного специалиста. Если у Вас внутри сформировалось устойчивое желание начать менять свои установки и работать с ПА - готова предложить Вам консультации по переписке, либо по телефон. Возможно, именно данный формат для Вас будет комфортнее на данный момент. Вам нужно научиться принимать тот опыт, который с Вами случается, прорабатывать его без самообвинения и страха и формировать адаптивные установки там, где старые убеждения неуместны и травматичны. Ваши симптомы - обратимы. Важно, то, что Вы уже решились на первый шаг - обратились к психологу. Мой e-mail для связи: [email protected]
С уважением,
Алёна