Страхи, тревога, одиночество, как справиться?

Вопрос психологу:
Здравствуйте 2 года назад я развелась с мужем я его давно отпустила и пусть будет счастлив . Я после развода стало совсем несчастной. У меня появилась чувство тревоги страха. По утрам просыпаюсь и находит на меня да и днём сегодня днём стало плохо сердце заболело я думала что я одна что никому не нужная . Моя сноха жена моего старшего брата говорит что "если ты есть то и он тоже есть на этом свете" .А жена моего младшего брата рожает второго ребенка . Мы живём вместе я родители младший брат и его жена с двумя дочерями. Старший брат целуется у меня на глазах со своей женой. Я не завидую . Мне просто кажется что это влияет тоже. На то что у меня чувство тревоги. С мужем познакомились через газету . Он как положено приходил ко мне домой просил моей руки у родителей. В начале когда мы жили вместе он хорошо себя вел ,но через некоторое время через месяц стал говорить что будет спать в другой комнате. Стал холоден со мной. Ударил по щеке. Душил сказал что ненавидит. И в итоге привез меня со своим папой из своего дома домой я жила у него дома Помогите чтобы у меня прошло чувство тревоги страхи боль в сердце.
Автор вопроса: Чынара Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Шишкина Антонина Дмитриевна.
Здравствуйте Чынара!
Спасибо Вам за вашу историю и за решимость написать данное письмо. Расставание с мужем- это большая утрата (горе), ведь вы потеряли частичку себя, сменили свои роли (жена-> свободная девушка). И тревога, страх, чувство одиночества- это нормально на этапе проживания горя. Сейчас вы вероятнее всего застряли на этапе острого горя- отсюда и боли в груди, сердце, острая душевная боль, мысли "Я никому не нужна! Навсегда буду одинока! Он был единственным, кого я любила, больше я никогда не полюблю! Я больше никогда не буду счастлива!".
К тому же ваше состояние подкрепляет обстановка в которой вы находитесь. И на фоне вашей внутренних переживаний - брак вашего брата выглядит как счастливая картинка идеальной и радостной семьи.
Думаю у вас не было времени осознать тот факт, что как раньше в вашей жизни уже не будет, все случилось слишком быстро- это и стало моментом застревания.
Пока вы осознавали происходящее, жизнь в вашей семье (брата и родителей) продолжалась своим чередом, именно поэтому, проснувшись ото сна ваше сознание ужаснулась "почему же все счастливы, когда мне так плохо".
Как быть в этой непростой ситуации?
Лучше обратиться за помощью к психологу, выявить глубинные переживания и чувства ( проработать их). Если же есть симптомы психосоматического заболевания ( боль в сердце, животе,головокружения, головная боль,одышка, слабость и прочее) то в этом поможет психотерапевт.
Как помочь себе сейчас?
Во-первых, относитесь к себе бережно и с сочувствием. Так, как бы вы поддержали свою подругу в подобной ситуации , чтобы сделали и сказали ей!
Во-вторых, утрата- это застревание в прошлом, а Вам надо постепенно возвращаться в момент здесь и сейчас. Для этого можете воспользоваться следующими упражнениями:
1.Техника "Пять". Практикуйте ее в любое время, особенно когда вдруг подумали или ощутили тревогу, пустоту , одиночество и иные эмоции и мысли, которые вам приносят дискомфорт.
Остановитесь (прекратите что либо делать). Сделайте глубокий вдох через нос (дышите животом) и плавный медленный выдох.
После вслух назовите 5 предметов, которые вы видите перед собой (кошка, холодильник, стакан, носок и прочее); затем 5 звуков, которые вы слышите вокруг себя (мяуканье, смех соседей, стук в дверь и прочее); далее 5 ощущений, которые вы наблюдаете в теле (болит спина, затекла нога, чешется пятка ...) после вновь сделайте вдох и выдох и можете заканчивать упражнение.
2. Техника "Широко раскрытые объятия"
Встаньте на минуту, раскройте свои объятия как можно шире и держите их так некоторое время ( обнимите себя). И когда вы так раскрываете объятия, почувствуйте сови ощущения- не пытайтесь их изменить. Откройтесь для них; почувствуйте и примите их.
3. Так как у меня складывается впечатление, что все же вы не простили своего бывшего мужа предлагаю вам написать ему "НЕотправленное письмо". Цель упражнения высказать на бумаге все, что вы думаете на счет него, его поступков и ситуации в целом. Не сдерживайте себя. Там вы можете рассказать о своих чувствах, ощущениях.
4."Дневник мыслей и чувств".
Предлагаю вам завести себе дневник в который вы ежедневно будете записывать свое состояние внутреннее и внешнее.
Какие мысли приходят в голову?
Какие чувства и эмоции вы испытывали после этих мыслей?
Как эти мысли и эмоции повлияли на ваше поведение ( что начали делать или наоборот, что перестали делать)?
Берегите себя Чынара!
С уважением, Антонина Дмитриевна