После начала пандемии постоянная тревога о будущем.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Последнее время, в особенности после начала пандемии, началась сильная тревога о будущем, страх заводить детей(хотя очень хотим с мужем, но пока не получается). Также, сколько себя помню, я постоянно везде опаздываю и нахожусь в каком-то стрессе, не могу довести дела до конца.
Тревога выражается в том, что увидев какую-либо негативную новость(даже в непонятном источнике), начинаю прокручивать ее в голове, и представлять, как это уже происходит, начинается страх, что мы все умрем, не выживем из-за вакцинации и т.д. Сейчас как будто бессознательно пытаюсь вызвать это чувство тревоги специально, тяну до конца, а потом сломя голову начинаю все быстро делать, опаздываю и т.д.
Также у меня с детства по сей день пьющий отец, уже 5 лет живем отдельно. Отец часто заваливался ночью пьяный, были скандалы, пропадал ночами, а я как ребёнок, когда он пропадал, или лежал в тяжелом состоянии, в голове представляла, что он где-то лежит и уже умер, или сейчас опять завалится домой пьяным, и начнётся скандал.
В большей части могу связать свою нынешнюю тревожность с этой ситуацией.
Несколько раз обращалась лично к психологам с целью проработки детской травмы, но больше нескольких сеансов не выдерживала, так как состояние становилось только хуже и тревога нарастала. Понимаю, что надо что-то с этим делать, но идти к психологу, чтобы потом опять сбежать, не вижу смысла.
Автор вопроса: Дарья Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Андрусенкова Елена Альбертовна.
Здравствуйте, Дарья.
Не могла пройти мимо вашего письма, хоть вы и написали, что в походе к психологу смысла не видите. Но, позвольте, кое-что я вам отвечу.
По поводу вашей тревоги.
Тревога это состояние неопределённости.
То, что вы описываете, больше подходит под категорию страха. И между тревогой и страхом есть отличия.
Страх это всегда что-то конкретное, человек знает, чего он боится.
А тревога это очень интенсивное переживание страха, но в общем оно неизвестно про что.
Свободно плавающая тревога часто переживается гораздо тяжелее, чем страх.
Представьте себе - вы встали утром, посмотрели негативную новость (кстати вопрос - зачем вы смотрите негативные новости?), вас стрессанули, у вас появилась свободно плавающая тревога.
Почему "свободно плавающая"? Когда что-то очень тревожит, а что конкретно тревожит - не знаете.
И пока эта тревога не свяжется с каким-либо предметным содержанием (не опредметится - а, вот теперь я поняла, чего боюсь, именно конкретно), пока не превратится в конкретный страх, человеку будет очень тяжело. Как только тревога станет конкретным страхом - будет проще и легче.
Для работы со страхом можно придумать определённый план, алгоритм.
С тревогой этого сделать не получится - нет конкретики.
Потому что источник тревоги - недостаток информации. И это может длиться долго, лишая энергии и способности действовать (отсюда и опоздания, невозможность успеть всё вовремя)
Как себе помочь самостоятельно?
Поговорите с близким человеком, которому вы доверяете. Наверняка у вас, Дарья, такой человек есть. Попытаться понять, что вас так тревожит, на сколько это реально. Если получится осознать источник, работать так же, как со страхом. Подумайте - как получить информацию, которой вам не хватает? Так мысли будут заняты и уровень тревоги немного снизится.
(Со страхом можно работать методами арт терапии. То есть - нарисовать свой страх, дать ему имя, поговорить с ним и что-то с ним сделать - уничтожить или подружиться).
Составьте план (а может и не один) действий по получению необходимой информации. И лучше даже записать эти планы.
Когда начинают появляться мысли негативные (представления о том, что происходит что-то не хорошее) используйте методику, которая называется "Стоп". Смысл её - учиться прерывать привычный круг негативных (депрессивных) мыслей, через четкое сначала внешнее, затем внутреннее указание.
Можно также попробовать технику остановки мыслей при помощи болевого симптома (ущипнуть себя больно, хлопнуть по руке резинкой).
Техника замены негативной картинки на позитивную, остановка монолога за счет концентрации дыхания и т.д.
Также, Дарья, попробуйте вести "дневник настроения или стоп тревога", чтобы отслеживать колебания настроения, сопутствующие мысли, эмоции, чувства, события, специфику поведения.
Каждую страничку в своём дневнике разделите на пять колонок.
В первой запишите ситуацию, которая вызывает тревогу, сомнения или иные неприятные чувства.
Во второй перечислите эмоции, которые вы испытываете, и оцените силу этих эмоций по шкале от 1 до 100.
Третья колонка - для мыслей, которые приходят вам в голову, когда вы оказываетесь в описанной ситуации: напишите, почему вы боитесь, что плохого, по-вашему, может случиться, что именно вызывает тревогу.
В четвертой колонке дайте опровержение этим мыслям (или варианты решения!), основываясь на реальных фактах. Опровержение должно быть убедительным и логичным, таким, чтобы вы ему сами поверили.
И, наконец, в пятую колонку запишите эмоции, которые вы чувствуете теперь, когда смогли посмотреть на беспокоящую вас ситуацию со стороны.
Постепенно нужно учиться овладевать правилами хорошего настроения, саногенным мышлением.
В весьма не простое время мы сейчас живем, Дарья, стоит ли отчаиваться?
Слышали про правило «30-30-40»?
Учёные провели эксперимент.
Если кратко, то они выбрали 100 человек и дали им 100кг. яблок. Заданием было - расфасовать своё количество яблок на три группы (три кучки) - плохие, хорошие и нормальные.
И так, все 100 человек разной национальности, разных возрастов рассортировывали яблоки.
Как думаете, какой был результат?
Какое процентное соотношение получилось "хороших", "плохих" и "нормальных"?
Получилось 30% - плохих, 30% - хороших и 40% - нормальных.
Это среднестатистический показатель у большинства людей.
Но учёным этого было мало и они продолжили эксперимент.
Они взяли яблоки, которые были уже отобраны, перемешали их и, сказав, что это уже новая группа яблок, попросили их рассортировать.
Принцип тот же - три группы.
Самое интересное, что после этого процентное соотношение сохранилось такое же.
30 - плохое, 30 - хорошее, 40 - нормальное.
Я люблю рассказывать об этом, потому как это особенность восприятия человеком любой информации в мире.
Когда вы смотрите на раздражающего вас человека или ситуацию негативную (новость), вы злитесь на них, раздражаетесь, то всё равно, всегда в них есть 30% - очень плохого (что вас раздражает и злит), 30% - чего-то очень хорошего и 40% - нормального, приемлемого.
Когда вы смотрите на любую проблему или задачу - это процентное соотношение сохраняется!
И есть один простой вопрос - куда повернута ваша голова?
Куда вы сами направляете своё внимание - на 30% плохого? А может на 30% хорошего или 40% нормального у вас в приоритете?
Я понимаю, что с психологом вы работать не хотите, тогда было бы проще. Моя задача, как специалиста, помочь вам повернуть голову в сторону "нормально" и "хорошо", помочь увидеть эти грани во всём разнообразии вариантов.
Ведь 30+40=70, а это больше, чем просто 30 плохого, согласитесь).
Учитесь сами - всё в ваших руках. Вы сможете.
Простой вывод из эксперимента - все проблемы решаемы)).
А вот непроработанные детские травмы будут фонить (такая уж у них задача - забирать энергию) и даже стать некоей преградой для желаемого вами продолжения рода.
Но с этим вы тоже можете справиться.
С уважением к Вам, Дарья и Вашей Душе, Е.А.