Боюсь заранее планировать дела.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я боюсь заранее планировать дела. Началось это пять лет назад. Очень болезненное расставание с парнем, незапланированная и не по моему желанию смена работы на это повлияло. Обострилось окр, паника, тревога. Все потихоньку стало налаживаться, но у меня осталась мысль, что нельзя ничего планировать заранее иначе все разрушиться. Я стала все делать в последний момент. Я не то, чтобы не планировала и что то не делала, я даже думать запрещала себе. Например, меня позвали за неделю на день рождения, я начну думать о подарке, одежде и тд в лучшем случае за день, потому что заранее нельзя. Даже к своей свадьбе я боялась готовиться. Старалась все оттягивать, но конечно понимала, что это не тот случай, и надо сейчас иначе потом будет поздно. То есть в некоторых случаях моя голова работала нормально. Когда я понимала, что выхода нет. Сейчас все вроде бы поменялось, к меня маленький ребенок и я не могу делать в е в последний момент, планирую время и где то вроде успокоилась, а где то нет. Мне удобнее вести ежедневник и заметки, потому что многое вылетает с головы. Хочется все успевать и ребенку давать все необходимое. И вот здесь мой страх. Ладно думать и готовиться к чему то мне уже не та страшно, а вот запланировать это прям на бумаге не могу. Страх берет свое. Помогите, пожалуйста, разобраться.
Автор вопроса: Наталья Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Михайлова София Сергеевна.
Доброго времени суток, Наталья!
Пережитый Вами около 5 лет назад стресс действительно мог стать причиной тягостных навязчивых мыслей, которые в свою очередь вызывают у Вас тревожные, панические состояния. Вам хочется все успевать и в тоже время возникает страх, что если Вы «запланируете что-то заранее, то все разрушится». Вы совсем не можете расслабиться, т.к. пытаетесь все контролировать и Ваш страх скорее всего связан именно с потерей контроля.
Наталья, вместо того, чтобы избавляться от своих навязчивых мыслей можно изменить свою реакцию на них, свое отношение к этим мыслям. Осознайте, что страх потери контроля базируется на недоверии себе и миру, может быть конкретным людям. Вы уверены в себе? У Вас адекватная самооценка? Вы хорошо знаете свои достоинства и недостатки, умеете преодолевать трудные ситуации? Посмотрите, может быть что-то из этого нуждается в доработке. Иногда причиной потери страха контроля может быть психологическая травма и чувство вины, вытекающее из нее. Вините ли Вы себя за что-то в прошлом? Если это Ваш случай, подумайте, виновны ли Вы на самом деле? Вероятно, в той ситуации Вы не обладали необходимым опытом, знаниями, умениями. И теперь Вы опытны и у Вас есть эти навыки и знания. И теперь Вы не одна, у Вас есть семья, есть поддержка, есть близкие люди. Спросите себя, что катастрофичного случится, если я потеряю контроль? Может быть это страх перед реакцией окружающих? Вы же реальный живой человек, уникальный, не такой как все, со своими слабостями и прелестями. И невозможно нравиться всем и сразу, невозможно оправдать все ожидания. Вы такая, какая есть. И это замечательно.
Я хочу Вас спросить, как Вы понимаете, что Вы живы, как Вы понимаете утром, что Вы проснулись? А может Вы спите все время? Почему я это спрашиваю. Все, что мы делаем, часто происходит на автопилоте. Прозвенел будильник, значит надо вставать. Потом быстро принимаем душ, собираем в школу или детсад детей, закидываем в себя завтрак, даже не поняв, что съели. Потом несемся на работу на автопилоте, на автопилоте работаем, обед, ужин, посуда, уборка. Все это время у Вас есть контакт с самой собой? Вы о себе помните? Мы можем думать, работать, есть, гулять или водить машину, не обращая внимания на то, что делаем, и так большая часть нашей жизни может пройти мимо.
Очень важно уметь приходить в себя. Научитесь ценить то, что происходит здесь и сейчас, начните с маленьких шажков. Например, утром завтракая сосредоточьтесь на том, что Вы едите, и Вы сможете ощутить многообразие вкусов и запахов. А Вы знали, что в одной плитке шоколада сконцентрировано больше 300 различных вкусов? Проведите шоколадную медитацию, медленно вкушая дольку шоколада, попробуйте почувствовать хотя бы некоторые из них. Принимая душ, почувствуйте, как вода нежно обволакивает Ваше тело, как Ваша кожа отзывается на эту нежность наслаждением и начинает дышать радостью. Во время прогулки внимательно всматривайтесь и вслушивайтесь в то, что Вас окружает, обращайте внимание на виды, звуки и запахи. В этих мелочах Вы снова почувствуете вкус жизни. Задумайтесь на секунду об удовольствии от всего, что мы видим, слышим, пробуем, нюхаем и трогаем. Сколько всего мы упускаем. Это поможет расслабиться и отвлечься от негативных мыслей.
Замечайте свои достижения, очень хорошо, что Вы ведете ежедневник, заметки. Попробуйте записывать в дневник, не только свои мысли или ощущения от текущего дня, но и свои достижения, все то, что получается у Вас делать хорошо. Хвалите себя за каждый такой случай. И иногда перечитывайте это.
Заведите себе также привычку не ругать себя за неудачи или слабости любые. Говорите себе: «В этот раз не получилось. Ну что же ладно, зато я научилась…» или «Всякое бывает, все равно я молодец, ведь я старалась». Это укрепит Вашу веру в себя. Может быть Вы захотите придумать свою фразу и написать её на первой страничке Вашего ежедневника и чаще обращать внимание на это.
Работайте над своими мыслями, эмоциями. Если обнаружите убеждение о Вас, о мире или окружающих людях, которое вызывает неуверенность, сомневайтесь в нем, спорьте, сформируйте альтернативную точку зрения.
Начинайте свой день осознанно, наладив контакт со своим телом. Используйте практики медитации, о них много информации в интернете. Подружитесь со своими чувствами. Больше гуляйте, занимайтесь йогой, спортом. Как давно Вы пели или танцевали? Можно ведь обычные домашние дела совмещать с пением или танцем, или прослушиванием музыки. Попробуйте.
Это не сложные практики, и они помогут Вам расслабиться. Если потребуется помощь в проработке психологической травмы или ошибочных убеждений, Наталья, буду рада Вам помочь. Мои координаты есть в анкете.
С уважением, София