Что делать в ситуации, если мать 80 лет доводит до нервных срывов?

Вопрос психологу:
Проживаю с мамой 80 лет. Оформилась по уходу за ней т.к. она не в состоянии даже пользоваться газовой плитой. Ежедневно происходят скандалы по ее инициативе. Постоянное недоверие, агрессия, оскорбления. У нее неоднократно возникали галлюцинации ( ходили по дому вымышленные люди ) Очень боится темноты. Врач приезжавшая на дом (выписала ей амитриптилин) посоветовала стать на учет к психиатру. Мама отказалась, потому, что считает себя нормальным человеком. Постоянно прячет и ищет свои документы и деньги. Потом обвиняет меня, вроде это как я все прячу. Потом стала всем говорить что я ее ударила ногой, когда она лежала на кровати ( я в жизни никого не била, тем более ногами) Я понимаю, что жизнь была у нее нелегкой ( война, смерть мужа и сына, но все это я тоже пережила вместе с ней, бежала из Чечни вместе с ней, так же потеряла отца и брата) Всю жизнь она была очень властным человеком, всегда сколько помню себя, боялась ее. Свою личную жизнь я так и не устроила, не могу устроится на работу, потому что ее нельзя оставлять одну в доме( опять же по причине не умения пользоваться бытовыми приборами) Потом слушаю оскорбления, что сижу у нее на шее и ем на ее пенсию. Хотя практически все и идет ей - купила ей обогреватель, телевизионную приставку, одежда, обувь - покупается только ей, фрукты, молочные продукты только ей. Мясо в супе всегда оставляю ей. На улице перед людьми всегда старается выглядеть беззащитным цыпленком. Дома постоянно срывается на мне и оскорбляет. Нервы мои уже не выдерживают, помогите пожалуйста советом что мне делать?
Автор вопроса: Ольга Возраст: 45

На вопрос отвечает психолог Грудкова Татьяна Викторовна.
Здравствуйте, Ольга!
У вашей мамы старческая деменция, что в переводе с латинского означает – слабоумие. Эта болезнь характеризуется нарушением мозговых структур, а затем их распадом.
В быту это проявляется разными симптомами, например, нарушением памяти. Человек не только не помнит вчерашних событий, а и забывает, как пользоваться привычными инструментами. Нарушается ориентация в пространстве и времени. Человек становится невнимательным, неловким, привычные действия затруднены.
Все отрицательные черты характера усиливаются. Человек становится неуживчивым. Ему трудно удерживать в себе негативные эмоции, поэтому он становится агрессивным, требовательным или плаксивым, часто показывает недовольство или злобу.
Критическое отношение к своему состоянию у таких людей отсутствует, поэтому эта болезнь становится испытанием не столько для больного, сколько для его близких. Я хорошо понимаю всю тяжесть ситуации, с которой вам пришлось столкнуться.
Конечно, в идеале хорошо бы перепоручить маму сиделке, а самой пойти работать. Так вам удалось бы сохранить свою нервную систему. Если вы все же выбираете ухаживать за мамой самостоятельно, то нужно постоянно помнить, что все негативные проявления, это проявления болезни. Вступать в споры и что-то обьяснять или доказывать маме уже не имеет смысла. Она живет в своем иллюзорном мире и все, что вы ей говорите, ею понимается с искажениями.
Относитесь к ней как маленькому неразумному ребенку. Ваша задача – кормить ее и следить, что б она не поранила себя случайно каким-нибудь способом. Все, что мама говорит, пропускайте по возможности мимо ушей. Перевоспитывать ее уже поздно. Сохраняя свое душевное равновесие, вы и ей поможете успокоиться и меньше нервничать.
Не пренебрегайте советом поставить маму на учет к психиатру. Его можно пригласить на дом. Ситуация может развернуться по-разному. Психиатр сможет своевременно заметить ухудшение маминого состояния и во время прописать медикаменты, чтоб избежать острых реакций.
Для вас очень важно усиленно следить за своим здоровьем в период этих жизненных сложностей – хорошо высыпаться, разумно питаться, ежедневно бывать на свежем воздухе, иметь хотя бы небольшую физическую нагрузку. Это очень непростое испытание и нужно не потерять свое здоровье, проходя через эти тернии.
Обязательно находите время, чтоб общаться с родственниками и друзьями. Это тоже является профилактикой ваших нервных срывов. Вам необходимо иногда отвлекаться на других людей. В критические периоды пейте отвар или настойку пустырника, валерьянку в таблетках.
Старайтесь в первую очередь заботиться о себе.
Я желаю вам выдержки и терпения!