Мама строит из себя тяжелобольную и прививает мысль, что я должна за ней ухаживать.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 31 год, моей маме 52. Она постоянно рассказывает мне случаи старческой деменции у своих знакомых, как взрослые дети ухаживают за стариками, которые ведут себя неадекватно, ходят в туалет под себя, или например в кастрюлю с супом. Клонит к тому, что это задача каждого нормального сына или дочери, терпеть такие "шалости" от своих родителей. Иногда говорит что и она когда нибудь станет такой выжившей из ума бабушкой. Недавно она попала в больницу с гипертоническим кризом. Притом специально добавила цифры давления, чтобы ее положили. Я отпросилась с работы, провела с ней там 4 часа, потом уехала. Вечером она позвонила мне на работу, зная что там самые напряженные часы, просила срочно приехать. Я быстро приехала на такси. Оказалось ей хочется в туалет, и она собирается сходить в судно. Еле уговорила ее дойти 5 метров до туалета. Медсестры там подходят регулярно, и всегда помогут, если надо в туалет. Но это наверно мой дочерний долг, решать такие вопросы, и она спешит воспользоваться этим правом? Я понимаю, что это нормально для бабушки в 70-80 лет, но она даже не на пенсии. Зачем она строит из себя тяжелобольную и потихоньку мне прививает мысль, что я должна за ней ухаживать? Зачем ей это надо в 50 лет? И как с этим бороться? Я совсем не настроена мыть попу человеку, который в состоянии это делать сам. Я стараюсь ей помогать, особенно деньгами, несмотря на то что у меня двое детей, делаю ее работу, когда она болеет, и чувствую что мне все прочней садятся на шею и скоро я должна буду ее на руках носить.
Автор вопроса: Тамара Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Павловская Гражина Чеславовна.
Добрый день, Тамара!
Эта ситуация довольно типична... Когда у старшего поколения нет отношений, любимого дела - своего куска жизни, оно начинает потихоньку "жить жизнью детей" или привязывать детей к себе. В вашем случае - через манипулирование... Иногда и через настоящие болезни.
Что заставляет вас выполнять все требования и жертвовать своим временем и работой, когда в этом нет острой необходимости? На поверхности - тревога за маму. В глубине - скорее, непереносимость чувства вины перед ней: за то, что вы "плохая дочь" или делаете что-то не так, как она просит.
В любом деле, а особенно в отношениях с близкими, важны границы. Это укрепляет отношения, как ни парадоксально... Границы - это когда мама знает, что, кроме нее, в вашей жизни есть еще дети, работа и другие люди. Это когда вы точно для себя определили, сколько усилий и времени готовы потратить на маму. А где вы просто говорите "нет" и выбираете себя и свою жизнь. После этого "нет" будут сомнения, чувство вины, страх, тревога... Важно научиться выдерживать это сложное состояние. Поначалу будет сложно, но потом оно уменьшится. Потому что иначе вы просто перестанете жить своей жизнью, а в отношениях с мамой будет много напряжения и скрытой или явной агрессии. Ваша безотказность - портит отношения с мамой. Хотя вы можете думать, что все наоборот.