Чувство страха, тревоги и какой-то боли при общении с мамой.

Вопрос психологу:
Добрый день, мне очень нужна помощь. Может стоит начать с того, что я живу вместе с матерью, чуть больше месяца назад умер отчим, который тоже жил вместе с нами. Умер он от сильнейших последствий алкоголизма, мать моя следовательно тоже зависима пила всю мою жизнь, сколько я себя помню. Как мы справлялись с этой потерей я описывать не буду, потому что мне кажется это и так понятно. Понятно и то что происходит сейчас с ней. Она без работы, на сильнейших таблетках, которые пьет по моему настоянию. Не пьет пока. Она и до его смерти уже была не в состоянии много лет, что говорить про сейчас. Будьте добры, меня больше мучает другой вопрос. Последнее время я не могу с ней общаться вообще. Каждый раз когда я смотрю на нее меня окутывает сильнейшее чувство страха, тревоги и какой-то боли, которые я в этот момент чувствую телом. Стоит ли говорить что меня это очень пугает, потому что когда я пытаюсь это анализировать, я особо и не могу. Непонятно откуда берется именно это поглощающее чувство страха и такой сильнейшей как будто жалости, что мне искренне хочется, чтобы она, если честно, просто исчезла из моей жизни. И я понимаю что когда я допускаю эти мысли мне становится ещё ужаснее, добавляется опять страх и становится просто тошно. Эти чувства периодически меняются с чувством агрессии и злости. Но больше меня пугает это чувство жалости и тревожного испуга. Когда она подходит и хочет поговорить мне становится страшно и хочется убежать, хотя я понимаю что так нельзя. Вот в принципе и в чем заключается моя проблема. Дело в том, что этот ужасный спектр чувств не даёт мне нормально жить. Будьте добры, помогите понять откуда это взялось. Чувства эти невротические, внутренние, не обычный страх или жалость. Которые я испытывала до этого. Заранее спасибо !!
Автор вопроса: Александра Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Александра!
Ситуация потери, утраты – влияет на психологическое состояние человека вне зависимости от того, была привязанность или нет к ушедшему человеку.
Вы пишете о страхе, именно это Вас сейчас беспокоит «…меня окутывает сильнейшее чувство страха, тревоги и какой-то боли, которые я в этот момент чувствую телом…».
Это происходит при контакте с мамой, а её личность связана образом жизни с ушедшим отчимом, то есть является живым воплощением болезни, которая является воротами смерти.
Если Вы боитесь например высоты ( представьте то, что пугает Вас), то как будет реагировать тело, когда Вы встанете на край скалы, свисающей над глубокой пропастью? Кружится голова? Подкашиваются ноги? Спазмы в животе и прочие ощущения на физическом уровне, которые Вы контролировать не можете. Когда Вы смотрите на свою маму, то как – будто заглядываете в пропасть, туда, откуда пока никто не вернулся и не рассказал, о том, что же там? А двойственность чувств к матери (жалость и «чтобы она, если честно, просто исчезла из моей жизни»), свидетельствует о том, что внутренний конфликт обострился в связи со смертью отчима .Ваши собственные представления о долженствовании перед матерью, конфликтуют с тем , что Вы на самом деле испытываете к ней. Вы не желаете идентифицировать себя с женщиной, которая вызывает у Вас жалость, но не любовь, потому что боитесь за себя, за свою целостность. Считаете женщину, которая Вас выносила и родила, слабым звеном в Вашей судьбе. Тут надо в своём восприятии мамы расставить всё на свои места по времени. Когда Вас мама рожала, наверняка была не такой, как сейчас. Её организм не был ещё так сильно отравлен алкоголем ( а может она тогда ещё и не пила вовсе), иначе Вы вряд ли выросли бы столь разумной и ищущей ответы девушкой!?
Вы неосознанно желаете убежать от матери и не можете, поэтому вместо поддержки, которая ей сейчас нужна, хотя бы в разговоре, отторгаете её. Что заставляет Вас помогать ей сейчас? Что хотели бы услышать от неё в ответ на свою невысказанную агрессию? Или Вы вовсе уже не воспринимаете её, как личность? Даже, если так, то Ваш активный негатив по отношению к ней- это агрессия направленная вовне, а её алкоголизм –это агрессия направленная на саму себя! То есть это одно и тоже чувство, только направленность разная! Неосознанно Вы это чувствуете и это Вас тоже пугает!
Что Вы будете делать, когда мамы уже не будет? Вам не будет укором её несчастный образ, но станет ли спокойней на сердце? Есть возможность поменять свою и мамину жизнь, какой бы короткой или длинной она не оказалась. Попробуйте по- другому посмотреть на маму, просто как на больного, но родного человека. Только прощая другим ошибки, человек может прощать и себе и свои. А это огромное дело для собственных правильных выборов в будущем!
Ещё почитайте о стадиях утрат. Это поможет Вам лучше и мамино состояние понимать, и своё. Есть книга Шефова С. «Психология горя» в свободном доступе в инете. Постепенно всё наладится. Сводите маму к наркологу. Может быть, там она получит рецепты препаратов, которые помогут ей начать другую жизнь. Попытка не пытка.
Благодаря негативному примеру мамы, Вы вряд ли опуститесь до того состояния, которое так раздражает Вас в маме. Скажите ей за это спасибо. Мы не в силах изменить прошлое, но уж точно можем стать созидателями будущего!
Терпения и любви Вам Александра!