Мама звонит, только чтобы рассказать свои проблемы. Мои она не слушает.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Ситуация такая. В детстве меня практически воспитывала бабушка. Маму я видела редко. Она то работала, и занималась своей личной жизнью. И слов любви от неё я не слышала. Ни нежностей, ничего. Только упрёки, крики, била очень часто. Сейчас мне 31 год и впервые стала от мамы слышать, что она любит, какая я хорошая и тд. А мне от этих слов становится не по себе. Где-то внутри хочется сказать, чтобы она этого не говорила. В ответ сказать такие же слова я ей не могу. Я не знаю как ей сказать об этом и не обидеть? Мне не по себе от ее нежности. Неуютно как-то.
И ещё. Мама не работает. Живет с мужчиной, которого не любит. С ее самой у них сложные отношения. Постоянно ругаются. И все это она постоянно рассказывает мне. Звонит только чтобы рассказать свои проблемы. Мои она не слушает, когда начинаю с чём-то делиться, она может перебить и рассказывать своё или просто ответить «понятно». И после разговоров с ней я как выжатый лимон… как быть? Я не знаю как правильно себя тут повести..
Автор вопроса: Олеся Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Новикова Ольга Дмитриевна.
Здравствуйте, Олеся!
Вполне нормально и естественно, что вам становится не по себе от проявлений маминой любви. Вы не обязаны проявлять ответную любовь. В этой ситуации важно доверять себе, своим ощущениям и чувствам. Абсолютно точно не нужно переступать через себя и выдавливать то, чего не испытываете.
Вы можете озвучивать свои чувства через «Я - сообщение».
Начинать нужно с местоимений Я или Мне.
Например,
Мне неприятно\больно\грустно\обидно, когда ты….(поступаешь определенным образом).
Так вы говорите от первого лица, никого не обижая.
С чувствами человека нельзя поспорить. Раз вы так чувствуете, значит так оно и есть.
В отношениях с мамой вам нужно учиться отстаивать свои границы.
Личные границы – это правила, о том, как с нами можно и нельзя поступать. Если мы не сообщим о том, как с нами можно и нельзя, то как человек догадается, что делает нам больно?
Границы могут быть:
Телесные – физические (например, можно трогать или нельзя)
Временные – сколько времени трачу на людей и себя
Вещи – любимая кружка, из нее могу пить только я, например.
Территориальные – дверь, шкаф, кровать, свой угол.
Социальные – близость и дистанция с другими людьми.
Ценностные – внутреннее мировоззрение, жизненная позиция.
Самый явный способ обозначить\защитить границы сказать «нет», «не хочу», «мне это не надо».
Например, я не хочу это слушать.
Когда мы соглашаемся на то, что делать не хотим, получается, что не отстаиваем границы. Из-за этого теряем энергию, чувствует подавленность, опустошенность.
Надо разобраться, что конкретно вам мешает отстаивать границы с мамой. Часто это чувство вины и страх быть отвергнутой.
Если вы начнете менять свое поведение, то маме это не понравится. Она будет пытаться вернуть вас к старому способу коммуникации, потому что получает от этого определенные выгоды.
Но уже сейчас вы можете делать плавный переход к новому способу взаимодействия по вашим правилам. Это, конечно, лучше делать вместе с психологом.
Самостоятельно вы можете наблюдать за собой, за тем, как вы даете продавливать свои границы, отслеживайте свое эмоциональное состояние в этот момент.
Пропишите для себя, что для вас приемлемо, а что нет.
Напишите план по защите ваших границ. Подготовьте заготовки-подсказки (фразы) и держите их перед собой, когда мама в очередной раз будет вам звонить и жаловаться на сожителя.
Помните, что очень важно не делать того, что вы делать не хотите. Ваши границы будут соблюдать только в том случае, если вы их будете защищать.