Родители делают меня во всем виноватой и заступаются за сестренку.

Вопрос психологу:
Моя сестра 14 лет переписывалась в анонимных чатах, знакомилась с разными людьми. Я подозревала неладное, но не сразу обратила внимание. Она стала допоздна с кем то переписываться, поздно ложится спать, подписывается на каналы с тёмной тематикой, хуже учиться. Сайты эти якобы для общения, больше с интимным уклоном. Там она познакомилась с 20+ летними парнями. Были в переписках и девочки, но общение несодержательное с матами и тд. Я видела, что возможно ей не хватает общения в классе. Подростковый период, желание понравится мальчикам и быть популярной. Плюс она младше всех в классе, а школа с математическим уклоном. Сестренка либо слишком общительная для отличников, либо малявка для популярных. Ее почему-то тянет к общественному признанию сверстников, а не академическому и интеллектуальному. Понятно что второе трудно и нудно. Хоть я надеялась она будет более независимой, искать качественного общения.
Вот я наткнулась на эти переписки, чаты с мафиями, секс спам историями и тд. Сначала хотела сама поговорить, но была ночь, родители ругались. Забрала у неё телефон и планшет и днём собиралась сама поговорит, но она через папу начала давить. Она же младшая, а я типа тиран вот забрала телефон и не даю. У нас с ней близкие отношения, и когда была младше она мне сама рассказывала про переписки. Это были дети с игр. Сейчас уже совсем на другие темы переписываются. Но она стала кидаться речами, что я не имею права лезть к ней, и я подумала может правда, и сказала маме. Начали разбирать переписки и тд. Потом мама говорит мне, что это я виновата. Мол ты нет у тебя отношений сейчас и ты не замужем. Круг общения небольшой, новых друзей не заводишь, поэтому она у тебя учится. А ты не можешь показать здоровых отношений. Мы родители для неё как боги, не пример. Не совсем понятно почему только с меня? Хотя у мамы часто, если что то плохое, то у меня научилась. У нас ещё брат есть, который недавно женился. Но он всегда был немного занятой собой. Я которая никогда к онлайн общению не тяготела, к общественному мнению прохладна, и отношения мнение сейчас неинтересны. Я всегда была невлюбчивой. А вот, кстати мама и брат всегда искали отношений и внимания противоположного пола. Я раньше в детстве молчала на претензии родителей, но последнее время стала дискутировать. В основном я защищаюсь, иногда от обиды в ответ выскажу претензию. Редко, родители отступают. Чаще, в результате меня ругают ещё сильнее, я оказываюсь манипулятором, неблагодарной и тд. Мама в ярости умеет точно быть по больному, но всегда сдерживаюсь в ответ. Если от одного моего предложения, что они меня во всем делают виноватой, я уже становлюсь манипулятором. То что будет если я всерьёз отвечу. В конце мама сказала, чтоб я просто слушала и молчала. Сказала мне, ты могла сказать что подумаешь, а если тебе неприятны мои слова, значит это правда. Если считаешь себя никак непричастной к проблеме сёстры, сходи к психологам и узнай. Может я и стала чувствительней реагировать и защищаться сразу. Я просто вспоминаю, как когда она была зла (в сложный период) часто меня ругала и винили, что я плохая сестра. Все привыкли, что я по собственному желанию присматриваю за сестренкой. В ее возрасте у меня были близкие друзья и мальчики, но иногда я тоже хотела быть популярнее. Хотя менять себя ради общества не хотела.
Сестренка сказала, что странные чаты нужны были, чтоб скачать видео из тик ток, переписки для интереса. В анонимном чате все склоняют к интиму, она отказывается, но пытается общаться. Когда понимает что не за общением парень, останавливает и так с следующему. А вот в личным переписках есть парни старше, один пишет что ему 17. Вроде обычное общение, хоть и малосодержательное. Я не думаю что она в серьез заведёт отношения со взрослым парнем или перейдёт с интиму. Но кто знает, как они могут манипулировать подростком в чувствительный момент. Меня больше волнует ее скрытность, враждебность, драматичность и выбор легких путей. Мы стараемся чтоб она стремилась с большему, лучшим возможностям, искусству, технологиям, занималась спортом. А она пришла к тик току и чатам. Я не хочу судить, но 22-х летний солдат и девочка у которой мат в каждом предложение, не то общество которое желаешь младшей сестренке.
Хотела узнать, это я виновата, что сестренке не хватает общения, из-за того что-то я меньше с людьми общаюсь? И как относится когда винят меня. Я боюсь чувства вины, мне оно знакомо. Я долгое время винила себя, что не справилась с трудностями в 20. Потом что дедушка умер, а я не успела побыть с ним. Мне нравится быть сестрой, быть рядом когда нет родителей. Я росла одна, родители были эмоционально отстранённые, не понимали меня и были заняты. Потом я винила себя за ошибки. Хоть все было хорошо, иногда мне было одиноко, я никому не доверяла. Я надеялась, что сестренка с этим не столкнётся.
Я не понимаю, когда люди так легко говорят женится и заводить детей, словно это встроенная функция. Строить здоровые отношения и тем более воспитывать ребёнка, я не считаю себя готовой. Не хочу быть плохой мамой.
Автор вопроса: Лина Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Павловская Гражина Чеславовна.
Здравствуйте, Лина!
Очень интересное ваше сообщение. Первую его часть я пыталась найти вас в этом сообщении. Потому что ведь в вашей жизни самый главный человек - это вы, а не родители и не сестренка. Так и стоит жить, с этим осознанием внутри.
У меня есть фантазия, что бессознательно вы сестренке заменяете маму. Тревожитесь за нее, пытаетесь защитить, несте ложную "вину", что вы "плохой пример" для нее (незамужем!). В этой роли (не вашей!) вам никогда не будет комфортно. Просто потому, что ваша роль - другая. Быть старшей сестрой. Не брать ответственности на себя больше, чем вы в силах нести. Лучший пример, который может дать старшая сестра, - это когда она ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЧАСТЛИВА. Чтобы младшей тоже захотелось быть такой. Это лучшее, что вы можете дать.
Спросите себя, что в этих чатах и переписках младшей сестры вас так задевает? Что вы чувствуете, когда она по уши в этом? Страх столкнуться с чувством вины, что "недоглядели"? Сожаление о вашей личной жизни? (я фантазирую, это не обязательно про вас). Страх её раннего секса и беременности? Ответьте себе честно на этот вопрос. Что вас включает в этой ситуации и что вы ЧУВСТВУЕТЕ? Мне кажется, ответ будет содержать неудовлетворенность собой и своей жизнью.
Чем больше у вас чувства вины внутри, тем больше будет ситуаций, когда вы будете "виноватой". Именно так и работает: вначале - ваше чувство, потом - все внешние ситуации. Если родители "делают вас виноватой" - значит, вы верите в свою вину. И вступаете в игру "посмотрите, я же хорошая на самом деле!" А если - не брать вину? Перестать в это верить? Мама обвиняет? Ок, это ей так кажется. А вы - действительно хотели плохого? Вы замышляли что-то недоброе? Если замышляли - чувство вины справедливо. Если нет - ПРОСТИТЕ СЕБЯ от сердца - и спокойно живите. Не зацикиваясь на "вине".
Когда вы вините себя за ошибки, не становитесь ли вы на место вашей мамы, которая критикует вас? Не делаете ли с собой то же самое? Вам важно вначале себе стать Добрым Родителем. Смотреть на себя доброжелательно и мягко. Принимать себя. Желать видеть счастливой. Если сможете для себя, ТОЛЬКО ТОГДА сможете и для младшей сестренки. Пока вы желаете ее "уберечь" - этого не случится. Не убережете. Важно сначала стаь для себя мягкой, тонкой, понимающей.
Нет пары? Это не приговор и не трагедия. Не осуждать, а разобраться: хочу ли я отношений? Если да - что мешает, если нет- почему. Мягко и доброжелательно поискать ответы, быть честной.
Если есть боль - постараться прожить ее.
Не готовы пока к рождению детей? Слава Богу, что осознаете это. Ничего страшного, значит, не время.
Чтобы потом стать хорошей матерью, станьте для себя - желанным любимым ребенком. У которого есть мечты и желания. Любимые занятия. Который - интересен вам. Это первый шаг на пути к счастью :)
Вы же помните? Стать счастливой - это показать модель и сестрёнке! :)