Отношения с дочерью подходят к полному разрыву. Почему она взяла на себя роль взрослого, оставив мне роль дитяти?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Пишу в полном раздрае (ну, а как ещё?)
Замужем я была за человеком, которого многие считали и считают странным. Мама его из-за непреходящей депрессии всю жизнь состояла на учёте у психиатра, никогда ничем (вообще ничем! не интересовалась), у мужа шизоидный тип, постоянно сниженное настроение, обида и раздражение на всех и вся. Но он абсолютно надежный, последние годы жизни мамы провел с ней ( я не могла там постоянно жить из-за ночных смен, приходилось бы ездить на работу через весь город) В общем, годы эти нас окончательно развели. Семья их - из рабочих, люди абсолютно ограниченные и скучные, ничем не интересующиеся ( хотя муж в молодости был неплохим спортсменом, на чём мы и сошлись). А, да, были ещё годы ( перестройка, лет 10), когда он без просыпу пил. Но мы общаемся.
Моя семья - люди совершенно противоположные. Отец ходил в море на научном судне, мама - бухгалтер. Оба яркие, умные, хорошо образованные.
Когда родилась дочь, я делала всё, чтобы вырвать её из того окружения, в которое мы попали из-за моего неудачного брака. Лучшие школы, лучшие педагоги, книги заказывали из Англии, за границу ее отправляли . А между тем я работала диспетчером на городском транспорте, муж периодически то в ЖЭУ сантехником, то вообще нигде. Короче, дилемма - вылечить зуб или купить дочке сапоги на зиму - стояла всегда.
Я не претендовала ни на её любовь, ни на благодарность. Я всегда говорила, что она - моя гордость и большая умница. Кажется, она поняла это слишком буквально. Она получила блестящее образование в Москве и Мельбурне и сейчас живет в Австралии. Каких жертв это мне стоило - знаю только я. Но было и такое : дочь приехала в гости, рассказала о перспективах на работе, а я имела неосторожность при ней поговорить об этом с подружкой по телефону. У подружки ,кстати, дочь живет в Америке, является серьезным ученым, замужем за миллионером) . И тут дочь прилюдно устроила мне настоящую истерику : какое право я имею обсуждать её жизнь (!) с другими людьми. Я пыталась объяснить ей, успокоить, извинилась, говорила, что она потом будет жалеть о своих словах, но её несло, она почти визжала. Не выдержав, я ударила её . При всех. Мы не разговаривали три дня, потом она извинилась. Через несколько лет история повторилась : она кричала, что все знают, какая я легкомысленная...ну, и так далее. Бабушке, моей маме, которая любила её без памяти, она наговорила такого, что та молча ушла на вокзал, села в поезд, и мы сутки не могли найти 75-летнего человека.
Сегодня она опять взбесилась : в телефонном разговоре я сообщила её свекрови, которая собирается к ним в Австралию, что туда же на пару недель приедет дочкина подружка. Что я выслушала в ответ о себе - не могу и повторить. Все потому, что , оказывается, говорить этого ни в коем случае было нельзя и я разрушила все их планы.
Мне сейчас непросто. В тяжелейшем состоянии лежит в больнице любимый дядя, младший брат отца. На работе тоже невесело. Она об этом знает, но ей всё равно, сочувствовать она не умеет. Почему она взяла на себя роль взрослого, оставив мне роль дитяти, я совершенно не понимаю. Я всерьёз думаю о прекращении отношений .
Автор вопроса: Александра Возраст: 60

На вопрос отвечает психолог Салеева Татьяна Васильевна.
Здравствуйте Александра!
Понятно, как Вам тяжело. Ситуация усугубляется тем, что у каждого человека в течение жизни наступают периоды критического пересмотра итогов прожитого периода, анализ достигнутых результатов, в том числе в части взаимоотношений с близкими. Психологи называют такие периоды – возрастными кризисами. И 60 лет как раз такой возраст – период экзистенционального кризиса.
Очевидно, что Вы - хорошая мать. Но, вероятно, Вашей ошибкой было то, что как Вы пишите: я не претендовала ни на любовь, ни на благодарность дочери. Следовательно, Ваша дочь ошибочно может думать, что все ее достижения – это ее личные заслуги.
Что можно сделать сейчас?
Вернуть ушедшие годы и что-либо изменить в прошлом, как Вы понимаете, невозможно. Ошибки Вашего мужа, особенности его семьи, неприятные моменты взаимодействия с дочерью – это уже все состоялось. Отменить или исправить никак не получится. Но прямо с сегодняшнего дня можно начать менять настоящее и будущее.
Ну, во-первых, нужно наконец вспомнить о себе: своей ценности, своих интересах, своей самооценке. Может пора уделять внимание себе? Начать относиться к себе более бережно? Принять, что Вы –личность, поставить себе личные цели и начать их реализовывать. О чем Вы забыли, что требует Вашего внимания: Ваше здоровье, хобби, личная жизнь?
Во-вторых, следует немедленно перестать жить жизнью дочери, а начать заниматься собой, жить СВОЕЙ жизнью. Принять, что дочь – взрослый человек и сама в состоянии решать свои проблемы и осуществлять свои желания и планы. А Вы, Александра, тоже взрослый человек (независимо от того, что думают другие) и можете взаимодействовать с членами семьи (даже с дочерью) из позиции взрослый-взрослый, то есть строить партнерские взаимно уважительные отношения.
В-третьих, рассмотрите возможность встречи с психологом на этом этапе жизни. Такие встречи помогут вновь обрести уверенность, заменить растерянность на спокойствие, мудро и достойно организовать свою жизнь.
Нет необходимости думать о прекращении отношений с дочерью. Просто нужно их «перенастроить». Уверенно и спокойно обозначить Ваш вклад в судьбу дочери. Вы имеете право требовать от нее уважения к себе. Напомнить дочери, что Вы ее любите и всегда готовы поддерживать. И в ответ Вы тоже ждете от нее соответствующего отношения.
Выберите благоприятное время для такого разговора. Поговорите по душам. Расскажите (без претензий) о своих переживаниях, своей боли, страхах. Попросите ее помощи, признайтесь, что нуждаетесь в ее поддержке, в ее бережном отношении. Я уверена, что она обязательно откликнется на такой душевный запрос родной матери.
Итак, подытожим. Самое время подумать о том, что уже сделано и, что еще можно сделать. Совсем не поздно начать или завершить проект, осуществить мечту и поставить перед собой новые цели. В мире столько всего интересного, до чего у вас не доходили руки, в мире столько позитивных людей, ищите их и вместе живите полной жизнью. Выстраивайте отношения с близкими по-новому.
Помните, что почти все люди сталкиваются с подобными проблемами в этом возрасте. И многие их успешно преодолевают. Как ни крути, лучшее время для жизни - это «здесь и сейчас».