Говорят, в детстве отец меня бил. Я не помню свою жизнь до 12-14 лет.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я не помню свою жизнь в детстве, от слова совсем. Мои воспоминания начинаются примерно с 12-14 лет (точнее сказать сложно). Я с мамой иногда говорю о моем детстве и у меня есть факты о нем, но я не могу вспомнить чтобы это происходило, и не важно какое это воспоминание положительное или отрицательное. Для примера, мне рассказали как в возрасте 11 лет произошел большой конфликт и отец рассек мне спину ремнем, или как мы ездили на море. Только такие сухие факты. Но я не могу этого вспомнить, хотя я должна была ощущать сильные эмоции и это должно было остаться в памяти, но там просто пустота. И так со всем, у нас даже есть фотографии с счастливыми моментами, но я не могу вспомнить о них и знаю только со слов родственников/родителей. И это продолжает происходить и я забываю что происходило не так давно. Из моих наблюдений, остались только какие-то рефлексы тела, я часто вздрагиваю когда отец резко повышает голос или встает. Почему это происходит? Считает ли мой мозг это такой большой травмой и поэтому я все забыла? Или это может связано с чем-то другим? К какому врачу мне стоит обратиться и стоит ли вообще? Может просто спустить все на тормозах?
Автор вопроса: Полина Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Здравствуйте, Полина!
Нередко можно встретить ситуацию, когда человек во взрослом возрасте не помнит себя в детстве. Есть несколько теорий, почему так происходит. В психологии даже есть специальный термин – инфантильная амнезия, правда, чаще всего, она относится к воспоминаниям до 3 лет.
Если речь идёт об очень раннем периоде детства, то не помнить многие события - нормально. Возможно, дело в том, что тогда психика менее зрелая, чем в более поздние периоды, поэтому многое просто не осознавалось. Сначала воспоминания обрывочные, потом в памяти сохраняются уже логически связанные события. Высшие психические функции развиваются со временем, что делает воспоминания более эмоционально и событийно насыщенными. Влияют на память устройство мозга, особенности внешней среды и множество других факторов.
Если речь идёт о возрасте уже сознательном, и этот период словно выпал из жизни, то здесь нужно искать причину в событиях, которые психика по каким-то причинам таким образом могла вытеснять. В этом случае может идти речь о диссоциативной амнезии, которая часто возникает в ответ на сильный стресс, черепно-мозговую травму, органические изменения в мозге.
Поскольку больше всего врезаются в память эмоционально окрашенные события, то первое, о чём можно подумать в ситуации, о которой Вы пишете, что амнезию вызвали физические, эмоциональные, психологические травмы. Ведь именно забывание, вычёркивание (вытеснение) пережитого ужаса – это своего рода предохранитель, механизм психологической защиты от чрезмерных эмоциональных переживаний.
Если Вам родственники рассказывают о факте столь жестокого избиения Вас отцом, то, очевидно, у них нет причин Вас обманывать. Если удар ремнём бы таким сильным, что рассёк кожу на спине, то до сих пор мог остаться шрам, например, который можно визуально обнаружить. То есть у Вас есть возможность удостовериться в том, что события, о которых говорят другие, имели место быть в реальности, даже если Вы этого не помните.
Вы помните «сухие факты», а эмоции, хоть положительные, хоть отрицательные, словно выключены, скорее всего, потому, что эмоциональная реакция тогда была слишком велика, даже чрезмерна, и потому психика оберегает Вас от повторного воспроизведения этих неприятных переживаний.
Могу предположить, что события того времени буквально выбили Вас из колеи, поэтому, проводя аналогию с компьютером, «удалились» в архив все файлы, относящиеся к тому периоду, неважно, событие было приятным или неприятным, психике тогда было некогда сортировать их.
Ваши вздрагивания на голос отца действительно косвенно могут свидетельствовать о том, что причина этой странной амнезии всё же в нём, в Вашем испуге из детства.
Вы спрашиваете, как поступить с этой ситуацией: пытаться вспомнить или спустить всё на тормозах.
Задам Вам встречный вопрос. Почему, Полина, Вы сейчас задумались о том, что было с Вами в тот период? Что произошло? Что Вас больше беспокоит: то, что Вы не можете вспомнить какой-то период, или необходимость разобраться со «скелетом» из шкафа семейного прошлого? Что Вы намерены дальше делать с этой информацией?
Восстановить события в памяти можно, но не рекомендуется идти в такие заведомо опасные воспоминания без сопровождения специалистов, которые разбираются в теме. Иначе есть риск ретравматизации и ухудшения ситуации.
Что именно Вы найдёте в своёй памяти о прошлом, никто даже не догадывается. Нужно быть морально готовой встретиться с реальным кошмаром, пойдя в эти воспоминания.
Есть психологи, которые специализируются на работе с травмами, есть клинические психологи, психотерапевты, неврологи, психиатры, которые могут назначить обследование (МРТ, энцефалограмму, анализы), чтобы установить точный диагноз и назначить препараты. В некоторых случаях используют гипноз.
Психологи помогут Вам понять, что делать потом с этой вновь вскрывшейся информацией, ведь Вам повторно придётся пройти через болезненные переживания, принять их, научиться заново жить с этой правдой, которая потребует от Вас перестроить взаимодействие с некоторыми родственниками, изменить отношение к самой себе.
Возможно, сейчас Вы находитесь в ситуации, которая отчасти стала напоминать что-то из прошлого, поэтому Вы решили разобраться в том, что тогда случилось и почему. Без решения этого вопросы Вы чувствуете, что словно застряли в прошлом, не можете двигаться дальше.
Искренне желаю Вам найти в себе силы справиться с ситуацией, освободиться от кошмаров пошлого, переработать этот тяжёлый опыт и счастливо жить дальше.
С уважением, Наталья
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле на этом сайте. Запись на консультацию: Вотсап +7 девять два пять 5250023