Меня не устраивает никто из моей жизни.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 18 лет, заканчиваю школу. Казалось бы, и так подготовка к экзаменам, нет времени на самокопание. Но все-таки оно пришло.
Раньше это было менее выражено, но сейчас меня не устраивают и раздражают буквально все мои окружающие. У меня плохие отношения в семье: мама меня постоянно оскорбляет матом за какую-то мелочь и кричит. Единственный человек, к которому я очень сильно привязана - мой отец. Я очень боюсь потерять его расположение и уже неосознанно делаю так, как одобрил бы он. Теперь я начала замечать, что смотрю на жизнь через призму его убеждений и мнений. Его постоянно не устраивает кто-то, и я теперь тоже постоянно цепляюсь за минусы людей, не могу принять их. Меня буквально начинает трясти, когда мои друзья думают или делают что-то, что противоречит моим взглядам или принципам. На меня сразу же находит отвращение.
В последнее время я вообще практически не общаюсь ни с кем. Конечно, тут не последнюю роль играет интенсивная подготовка к экзаменам, но все-таки я не понимаю, почему мне так сложно взаимодействовать с друзьями, да и в принципе с людьми. Я вижу во всех и во всем только отрицательное. И это действительно меня пугает, я не хочу быть такой. Я пыталась принять всех такими, какие они есть, но у меня не получается.
Быть может, если мне каким-то образом сепарироваться от отца, я изменюсь? Но мне слишком трудно будет это сделать в моральном плане, потому что он единственный человек, который меня всегда поддерживает и понимает. Да и к материальной сепарации я года так два точно не буду готова к такому.
Что мне делать? Эта проблема действительно мешает мне жить.
Автор вопроса: Наталья Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Панасюк Марина Михайловна.
Здравствуйте, Наталья!
Вы пишите, что у вас сложные отношения с окружающими. Вы видите, в первую очередь, только минусы людей, часто раздражаетесь, если мнение друзей не совпадает с вашим или противоречит вашим принципам. Также вы заметили, что вы смотрите на мир через призму взглядов вашего папы, единственного человека, который вас поддерживает и понимает.
Понимаю ваше состояние, сейчас вы отдельно, а окружающие вас близкие, отдельно, идёт противопоставление себя миру.
Сейчас у вас возраст, когда формируются жизненные ценности и приоритеты и конечно эти ценности формируются под очень сильным влиянием значимых близких, родительской семьи и вы осознаёте этот момент, это здорово. Вы формируете свои взгляды и отстаиваете своё право на них и на свои личные границы, это нормально.
Но, все мы являемся частью большого целого. На внутреннем уровне, мы всегда едины и если мы не принимаем других людей, их взгляды, их убеждения, то мы не доверяем и себе и не принимаем себя. Это важно.
Все мы хотим быть принятыми, поэтому так важно научиться принимать прямо противоположную точку зрения, ведь насколько вы научитесь принимать других, будет зависеть и принятие вас другими, это обоюдный процесс. Принятие не означает согласие с точкой зрения другого, это просто принятие другого человека целостно, на всех уровнях, признание его индивидуальности. А сопротивление рождает противодействие и отстранение, в конечном счёте.
Очень часто нами управляет автоматическое поведение, которое складывается из автоматических мыслей, эмоций и действий.
Возьмите ситуацию, которая часто повторяется и повторяются ваши реакции на неё. Опишите свои мысли и свои реакции на ситуацию. А теперь попробуйте прописать другие мысли, (минимум четыре) и варианты реагирования (минимум четыре) на эту ситуацию. Когда эта ситуация возникнет, попробуйте отреагировать по-новому и записать свои мысли после этого. Таким образом можно постепенно менять свое поведение. Также очень полезно будет ведение дневника эмоции. Записывать свою реакцию на событие и свои эмоции, параллельно будет развиваться и эмоциональный интеллект. Для определения эмоции у себя можно использовать "колесо эмоций" Р. Плутчека. Развивайте в себе умение видеть хорошее в других, ищите в незнакомых вам людях что-то приятное, то, что увидеть можете только вы!
Счастья вам и любви!