Мама со мной поступает так же, как с ней поступала её мать.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
У моей мамы странные отношения ко мне. Немного проскальзывает параллель отношений моей мамы и её мамы (моей бабушки). По словам мамы (сама я тоже это постоянно замечаю), бабушка её никогда не любила. Мама была старшим ребенком, но бабушка всегда любила младшего сына. Всё внимание и самое лучшее и вкусное доставалось только ему, мама же была второстепенна. Если сейчас возвращаться в наши с мамой отношения, мне кажется у нас тоже самое. Я у неё одна дочь, но мне кажется если бы было нас двое, то я была бы тем второстепенным ребенком, которым была и она.
Всегда сколько помню, она в пример мне ставила мою подругу, мол какая она умница, молодец, маму слушается, не переговаривается, а вот ты! Или например она всегда обесценивает моё пошатнувшееся здоровье. Всегда с удивлением и с неким недоверием к этому относится. Когда приезжаем вместе с мужем к ней в гости, пытается меня как-то задеть перед ним или насмехаться. Никогда не готова к нашему приезду, всегда "нечем угощать", хотя о нашем приезде знает за несколько дней или за неделю. Зато потом с восторгом рассказывает как ходила в гости к друзьям и напекла им вкусных блинов. Либо как знакомые приходили к ней в гости и она их угощала. Вроде мелочи, но это так неприятно от родной мамы. По сути мне и блинов этих не надо, но разве это не показатель того, что тебя здесь ждут и тебе здесь рады.
Из последних, ещё вспоминаю для себя важный момент. Мне по здоровью не могут помочь врачи, от чувства безысходности я пошла учиться на нутрициолога и даже тут меня мама не поддержала. Она обесценила и мы тогда поругались.
Пробовала принять маму, внутренне простить и отпустить это все, но это помогает лишь на время. Порой накатывает до слез. Так больно, что она не хочет меня услышать, понять. Понимаю, что то что она мне дает как мать, в таком же размере давала ей её мама, она в принципе мне не может дать больше. Она даже не хочет в себе разобраться, принять свои ошибки и понять, что она причиняет мне большую боль.
Говорить с ней пробовала, но это всегда бесполезно. Она может начать плакать и впадать в истерику, кидает трубку, может играть в молчанку и не общаться. Всегда манипулирование и обесценивание. Не хочу с ней ругаться, но и рядом быть не могу, потому что от общения становится плохо. Плохо от того, что ты для родной мамы никто.
Подскажите пожалуйста, как мне вести себя в этих ситуациях? Как внутри себя принять такую маму? Неужели все таки бесполезно и я никогда ей не донесу свои чувства и обиды, и она это никогда не поймет? Может есть какие то упражнения и тактики общения с таким типом человека. Заранее спасибо за ответ.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Васильченко Екатерина Николаевна.
Здравствуйте, Юлия! Наши ожидания, когда они неоправданные, больно нас ранят. Что же лежит в их основе? Почему мы не можем принять то, что не встраивается в нашу картину мира?
Слово обида имеет корень «ид», тот же, как в словах идеал, идеализация. Идеализация — это тогда, когда я знаю, как должен быть устроен мир, как люди должны себя вести. Что они должны делать, и чего они не должны делать. Чем мощнее идеализация, тем мощнее обида.
Идеализация порождает интересную вещь, которая потом порождает обиды. Это - претензии. Претензии — это завышенные требования к людям, это ожидания от других людей. А люди делают не так, как мы ожидаем, и в нашей душе начинают расти обиды.
С помощью обиды мы легко манипулируем другими людьми — показываем им, какие они нехорошие и поэтому должны измениться.
Но тут начинается интересная история. Человек, который должен испытывать вину, вместо того, чтобы извиняться и меняться, начинает вести себя по-другому, «нарываться» на скандал. Именно это и происходит у вас. Вместо приятного времяпрепровождения вы всё ещё пытаетесь сделать так, чтобы ваша мама что-то осознала и додала вам то, что не смогла дать в детстве. Но так не бывает! Не удивительно, что она предпочитает общение с друзьями, где ей рады такой, как есть.
Помню единственный случай в моей практике, когда ко мне на консультацию пришли мать (50 лет) и дочь (30 лет). Дочь предъявляла матери множество претензий, даже обвиняла её в своей, никак не складывающейся, личной жизни. Я спросила у матери, чего она хочет? Она ответила, что хочет, чтобы дочь от нее отстала. Она посвятила, по ее словам, дочери всю жизнь. Осталась с нелюбимым мужем, поменяла профессию, ездила на заработки за границу, чтобы дочь ни в чём не нуждалась. Потом мы долго работали с дочерью над ее взрослением, которое необходимо было начать с отделения от мамы и принятия ответственности за свою жизнь.
Понимаете, Юлия, прошлое переписать нельзя. Да и взгляд на это прошлое у вас с мамой разный. Вы правильно рассуждаете, что человек, сам не получивший в детстве любви, не способен ее произвести и отдать детям. Но ваша мама, пусть и неумело, но всё же старалась. Может, стоит пересмотреть свое восприятие ее поведения? Ведь такого не бывает, чтобы в вашем детстве не было ничего светлого!
Вы спрашиваете, как вам сейчас общаться с мамой. Да просто как с приятельницей! Выйдите из роли Ребенка! Не нужно досаждать проблемами - ведите светскую беседу, занимайтесь тем, что вас объединяет, делайте комплименты. Если не хочется встречаться часто, пусть встречи будут реже, но более наполненными. Продумайте, чем вы будете заниматься. Можно назначить встречу на нейтральной территории, например, в кафе, или сходить вместе на шопинг, в боулинг, на прогулку.
Но для этого нужно сначала избавиться от своих обид. Можно и нужно их проработать с психологом. А пока используйте волшебный ключик, который называется Благодарность.
Если мы начинаем испытывать благодарность к человеку, он становится «в порядке»! И мы получаем установку уверенного, зрелого человека: «Я — в порядке, ты — в порядке». Обида уходит.