Привычка сдирать кожу.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня такая проблема. Еще с детства у меня привычка грызть пальцы. Грызть или просто отрывать кожу так сильно, что остаются шрамы и идет кровь. Я делаю это когда нервничаю или переживаю за что-то, или просто на автомате. Останавливаюсь только когда у меня уже глубокие раны и идет кровь. У меня постоянно страшные пальцы с большими шрамами и они даже не успевают заживать. Я прекрасно понимаю что это плохо и не красиво но ничего не могу с собой сделать. Мне часто стыдно за свои руки, особенно когда муж или мама делают мне замечания и просят не делать это. Но я не могу себя контролировать. Бывает беру себя в руки на время и шрамы немного заживают но стоит мне хоть чуточку разнервничаться как я снова начинаю раздирать кожу на пальцах пока не пойдет кровь. Также, я часто сдираю ранки на других частях тела или обкусываю губы изнутри. Заметила, что мне нравится съедать кожу которую я оторвала.
У меня эта привычка еще с самого детства. Я даже не помню себя без этого. Подозреваю, что это связано с критикой родителей. Меня очень сильно "стыдили" за плохие оценки. В младших классах я была отличницей, но потом съехала до хорошистки. Но все время меня ругали за оценки ниже «отлично» и ожидали что я снова стану отличницей. Также меня очень редко хвалили. Возможно это как то связано с этой привычкой.
Подскажите, пожалуйста, как мне избавиться от этой отвратительной привычки. Я понимаю что, если так будет дальше, то пальцы у меня так никогда и не заживут. Может это какое-то расстройство?
Автор вопроса: Алла Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Соколова Наталия Александровна.
Здравствуйте, Алла!
Вы пишите, что в детстве Вас часто критиковали и стыдили за плохие оценки. Гиперкритика со стороны родителей часто вызывает чувство вины, стыда и несоответствия окружающему миру, и как следствие приводит ребенка к само наказанию, которое может выражаться разными способами, в том числе в причинении себе боли.
В детском возрасте человек часто ориентируется на мнение окружающих (родители, учителя, сверстники). Отсутствие положительной оценки приводит к заниженной самооценке. Человек теряет веру в себя и свои способности и в последующем редко проявляет инициативу. На поведенческом уровне он как бы останавливается на уже имеющихся знаниях и не стремиться что-то менять, что приводит к неспособности ориентироваться в современном мире и неумению управлять ситуацией.
Из Вашего письма следует, что Вы до сих пор серьезно относитесь к происходящим несколько лет назад событиям, и в какой-то степени можно сказать, что на поведенческом уровне Вы «зависли» в прошлом. Ещё в детском возрасте Вы привыкли реагировать на стресс, оставляя раны на руках, таким же образом Вы реагируете на стресс и сегодня. Это говорит о том, что модель поведения, появившаяся еще в детстве, не изменилась.
В детском возрасте Вы подвергались многочисленным стрессам, от которых Вы пытались отвлечься путем причинения себе боли. Однако в настоящее время Вы стали взрослым и самостоятельным человеком, который способен определить несколько вариантов реагирования на стресс, и выбрать наиболее подходящий или несколько подходящих моделей поведения.
Для того чтобы справиться с волнующим вопросом, Вы можете поставить перед собой следующие задачи:
1. Научиться принимать в жизни любые ситуации. В жизни каждого из нас бывают как приятные моменты, так и стрессовые ситуации. Вам могут наступить в транспорте на ногу, нахамить в магазине, начальник может незаслуженно накричать – всё это стрессовые ситуации, на которые кто-то реагирует болезненно, а кто-то их даже не замечает.
2. Меньше возвращаться мыслями в прошлое. При возникновении стрессовой ситуации, что ещё Вы можете сделать, кроме имеющихся в Вашем опыте вариантов? Может быть, где-то стоит высказать свою точку зрения, где-то взять ответственность на себя и решить задачу самостоятельно, или проявить решительность, отбросив чувство стыда и вины?
В следующий раз, когда Вы окажетесь в стрессовой ситуации, попробуйте выполнить следующие действия:
- возьмите ручку и бумагу (блокнот, тетрадку) – таким образом, Вы отвлекаетесь от привычного поведения, Ваши руки заняты;
- подробно опишите ситуацию, которая Вас взволновала и возникшие эмоции – Вы можете написать всё, что не смогли сделать или сказать. При описании ситуации происходит внутренняя эмоциональная разрядка. Эмоции гнева, вины, стыда, раздражения Вы отражаете на бумаге;
- задайте себе вопросы: «Как я поступила в данной ситуации? Как я могла поступить в данной ситуации? Как в похожей ситуации я поступлю в следующий раз?» - Вы анализируете ситуацию с разных сторон, находите ошибки и моделируете новое поведение, которое можете использовать в последующем.
Если Вам кажется, что перед Вами закрыты все двери, оглянитесь вокруг. Одна из них с надписью «выход» обязательно будет открыта!
Пусть Ваши руки будут красивыми!
С наилучшими пожеланиями, Наталия.