Приступы ревности и тревоги, хотя повода партнер не давал.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Нахожусь в достаточно длительных отношениях (3,5 года). Парень прекрасный человек, действительно, видно, что любит и всегда поддержит. Познакомились в 2019 году, мне на тот момент было 17 лет, ему 22. Первый год просто общались и гуляли, но он активно проявлял заботу и знаки внимания. Я была достаточно забитым и необщительным человеком, мне сложно находить слова в общении с малознакомыми людьми ( тем более с противоположным полом). Как раз на первый год просто дружбы, началась нервная анорексия (чувствовала только агрессию и жуткий голод). В общении с парнем была дико холодной и агрессивной. Но он почему-то всё равно продолжал со мной общаться. В мае 2020 года начали официально встречаться. В 2022 году съехались и у меня начались приступы ревности и тревоги, хотя повода партнер не давал, проверяла его телефон, нашла старые переписки с бывшими девушками и читала, а затем плакала навзрыд. Началось постоянное сравнение себя с этими девушками, что они могли быть красивее, интересней, умней и т.д. Недавно нашла переписку за декабрь 2019 года, с девушкой с которой у него явно был секс (это видно по переписке). Поговорила с парнем об этом, оправдал это тем, что мы не были в отношениях официальных и я была дико холодной, и думал, что не была заинтересована с ним в общении. Мне очень больно от этого, физически, спирает дыхание и трясёт. Не могу жить последнюю неделю нормально. С одной стороны, не должно быть причин для ревности, мы не были в отношениях. А с другой я чувствую себя запасным аэродромом, к которому примкнули. Я не хочу рушить крепкие и здоровые отношения, руганью из-за того, что ревность превращается в какое-то деструктивное месиво из агрессии и слёз. Не знаю как справиться с этим.
Автор вопроса: Соня Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Сона, здравствуйте!
Спасибо за обращение.
Соня, как хорошо, что Вы понимаете, что проблема в Вас! Вы сами пишите про свое состояние в прошлом. Значит Вам свойственна заниженная самооценка и не принятие себя такой, какая есть.
Конечно же рушать ничего не надо. А вот заняться собой есть смысл. Заняться своей самооценкой, своим самопринятием и любовью к себе. Важно научиться позитивному восприятию , как себя, так и окружению.
Зачем зацикливаться на прошлом? Вам важно понять корни своей заниженной самооценки и работать именно с этим. Зачем Вы сами себе делаете больно?!
Так же есть проблемы с доверием. Зачем Вы полезли в его телефон? Я не осуждаю. это вопросы, которые вам важно задать самой себе. Что вы хотите? Чего хотели добиться? Что хотели получить? Что именно искали, а главное зачем? чтобы что... ? что вы хотите доказать самой себе?
Зачем Вы сравниваете себя с другими? Это точно надо прекратить. Сравнение - это всегда тупик.
Вам больно. НО!!! Вы ведь сами довели себя до этого, накрутили сами себя. зачем? В чем ваша выгода? возможно вторичная выгода (можете почитать про это)
Чего Вы сейчас боитесь? От чего хотите спрятаться и убежать?
Зачем Вам хочется думать, что Вы запасная? Ведь все факты говорят о другом. Вас выбрали, за Вами ухаживали, вас добивались. именно вас, а никого то другого. Именно с Вами съехались и до сих пор живут. Причем терпят ревность. Но с Вами!!!
Почитайте кингу Байрон Кейти "Любить то, что есть". Есть смысл почитать про созависимые отношения, да и вообще про ревность.
Ну и конечно заняться самоотношением, возвращать позитивность и учиться принятию. Можете почитать на эти темы мои статьи на этом сайте.
Возможно прохождение тренингов личностного роста, Обучение принятию ответственности на себя, умению радоваться жизни, получению удовольствия от каждого момента жизни. Можно использовать методы арттерапии, психотехнические игры на нарушение правил (для пробуждения спонтанности), психотехнические упражнения на снятие и смену ролей, упражнения на «поглаживания».
Для того, чтобы любить и принимать себя, необходимо перестать сравнивать себя с другими, перестать ждать одобрения от других. Вы можете это и сами себе дать. Конечно, нам очень приятны комплименты и восхищение нашей персоной, одобрение нашей работы. Но на самом деле, острой необходимости в одобрении – у нас нет. Эта потребность исходит всего лишь из-за неуверенности в себе и завышенных требований к этому миру, к себе и окружающим. Мы сами себе можем дать и восхищение, и похвалу! Возьмите за правило каждое утро встать перед зеркалом, улыбнуться себе и сказать все теплые слова, в которых Вы нуждаетесь. Вы этого заслуживаете!!!
Ведите дневник успеха – это очень помогает. Запретите себе неконструктивную критику вообще. Заведите очень красивую тетрадь/блокнот и выписывайте туда ежедневно свои достоинства. А они у Вас точно есть.
Что отличает людей с низкой самооценкой от всех остальных? - привычка разыгрывать беспомощность и впадать в состояние Жертвы. Откажитесь от этого сценария, выберите себе новый более конструктивный и позитивный.
Еще несколько простых экспресс способов поднять себе самооценку: Вспомните, что Вы умеете / умели (даже в далеком детстве) делать хорошо и это Вам нравилось – красиво раскрашивать, вышивать, готовить, что - то мастерить, делать табурет, прибить гвоздь, рассказывать стих, мыть посуду, завязывать шнурки, грамотно писать и т.д. Сделайте это прямо сейчас и обязательно похвалите себя за это.
Практически безошибочно меняет настроение возможность сделать доброе дело: помогите старушке перейти дорогу, помогите женщине с тяжелыми сумками, уступите место в автобусе уставшему человеку и т.д.
Позвоните друзьям, которые Вас любят и спросите у них, а что хорошего в Вас есть. Они обязательно напомнят Вам о Ваших хороших чертах и достижениях. Используйте позитивные аффирмации на повышение самооценки, проговаривайте их и прописывайте как можно чаще. Фокусируйтесь на своих успехах, даже самых малых, читайте дневник успеха.
составьте 2 списка: в одном напишите то, чего Вы не умете, в другом то, что Вы умеете делать хорошо. Последний шаг: перечитайте оба списка несколько раз, стараясь сформировать целостную картину своих сильных и слабых сторон. Это упражнение, если его практиковать регулярно, помогает сфокусировать Ваше внимание на нюансах, уйти от глобального «я ни на что не способен» к более конкретному «у меня есть трудности в некоторых моментах, но я много чего знаю и умею»;
Соня, сейчас вы слишком сфокусированы на негативе и своем страхе. Сфокусируйтесь на позитивном. Почаще думайте не о том, что он сейчас думает/делает, а на том, что я сейчас чувствую/думаю, чего хочу...
Я желаю Вам счастья!