Как вернуть любовь к жизни?

Вопрос психологу:
Меня зовут Полина, мне 25 лет и я уже в разводе. Чем дольше живу, тем чаще в мою голову приходит одна и та же мысль: "а, собственно, каков смысл моего присутствия в этом мире?" В детстве - развод родителей, неоправданные издёвки одноклассников, которые здорово пошатнули мою самооценку, вечная нехватка денег в семье. После окончания школы началась вроде как новая, яркая, студенческая жизнь. По крайней мере, я делала всё для этого. Столько планов, столько амбиций. Вышла замуж по сумасшедшей любви, а попала по итогу в ад: алкоголь, оскорбления, побои. Ушла. Снова начала новую жизнь. Нашла новую работу, обзавелась многочисленными знакомствами, встретила своего молодого человека. Но вот снова резко и в один момент всё идёт наперекосяк: теряю работу, теряю друзей, вопрос любовный тоже подвис в воздухе, светлого будущего не видно вообще. Смотрю вокруг на людей и думаю, почему у всех как-то легко всё складывается, а я вечно взбираюсь на гору, карабкаются, но так и не добираюсь до заветной вершины. Вокруг все только и говорят, что я и красива, и не по годам умна, и харизматична. Но только всё это, как оказалось, абсолютно не работает в действительности. А ведь хочется просто заниматься любимым делом, быть любящей и любимой женой, мамой, твёрдо стоять на ногах. Почему не заслужила именно я? Почему всё хорошее, чему я так искренне радуюсь и всеми силами берегу, всегда уходит от меня? На данный момент нет сил начинать всё снова с нуля, и моя вера в чудеса уже окончательно закончилась, я просто существую, а не живу.
Автор вопроса: Полина Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте Полина. Я уверена, что Вы сможете вернуть любовь к жизни, потому что написав сюда, Вы показали что не намерены мириться с настоящим положением дел. И это хорошо! «Нет сил начинать все с нуля..» - и не надо пока. Сначала лучше разобраться в причинах произошедшего чтобы не повторять тот же опыт и не получать тот же результат.
И начнем мы с того, что у каждого человека есть свой неосознанный план жизни. Зависит он, от нашей фиксированной эмоциональной установки на то, что мы услышали в раннем детстве от близких. Их пример, конечно тоже влияет. Цель такого жизненного сценария - адаптироваться к окружению и получить любовь или внимание от значимых людей. И вот проблемка в том, что хотя мы растем, получаем новый опыт, можем цели свои выбирать, планы строить, мы ПРОДОЛЖАЕМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ тем, что уже давно не актуально. Это похоже на попытку носить одежду 3-х или 5-летней девочки, хотя Вам уже 25. Чтобы отказаться от этой нелепой затеи, сначала важно заметить что мы вообще делаем, как думаем и относимся к себе, другим, и чего ожидаем в жизни. Давайте рассмотрим это на конкретных примерах из Вашего письма:
развод родителей
неоправданные издевки одноклассников
низкая самооценка
вечная нехватка денег в семье
«Пересмотрите» каждый жизненный эпизод, вспомните свое состояние и мысли тогда. Вспомниться могут и сильные чувства разочарования, чувство незащищенности, не-признания (вот она - эмоциональная фиксация, после нее - соответствующие выводы или решения). Отсутствие заботы, любви, поддержки и нужной информации, тоже большой минус. Те детские выводы «тогда», если их не пересмотреть, служат своего рода, «трафаретом» для представлений о себе, других и жизни в настоящем, а также ожиданий (положительных или отрицательных) от себя, других и жизни. Вы скорее всего согласитесь, что имея трафарет буквы «А», Вы не сможете по нему написать букву «Б». Полина, увидели ли Вы связь с тем, что на данный момент имеете?
сложные отношения в браке, развод
новые друзья - теряю
новая работа - теряю
новые отношения - под вопросом
светлого будущего не видно
и вообще каков смысл моего присутствия в этом мире?..
Начну с пункта о смысле присутствия в этом мире: представьте картину с белым пятном. Художник, имея замысел, обязательно это пятно закрасит чтобы картина была завершенной. Ваша жизнь - дар свыше. Если Вы появились на свет, значит Вы нужны миру. Вам отведена своя ценная роль, значит, Вы не можете быть белым пятном, - у Вас есть СВОЙ цвет и образ. Найдите его и проживите свою жизнь так, чтобы Вам самой было интересно и Вы могли бы внести свой ценный вклад в окружающий Вас мир. Из письма видно, что у Вас есть желание заниматься любимым делом, быть любящей и любимой женой, мамой, твердо стоять на ногах. Это прекрасно! Не получается пока этого достичь как раз из-за внутренних неосознаваемых «трафаретов». Речь идет об установках и ожиданиях. Давайте вместе над ними поработаем.
Вы пишите: «почему не заслужила именно я? Почему все хорошее, чему я так искренне радуюсь и всеми силами берегу, всегда уходит от меня?» Подумайте, КАКИЕ Ваши убеждения держат Вас в этом чувстве «незаслуженности» счастья и благополучия? Это похоже на внутренний запрет. Не пугайтесь, как только Вы начнете его осознавать, он начнет терять свою «магическую» силу. Вернемся к выводам, сделанным в детстве (их обязательно нужно найти), которые влияют на Вашу жизнь и результаты сегодня. Скажите себе примерно следующее: «тогда мне не хватало знаний и опыта, я была растеряна/напугана, поэтому поняла/решила, что: «счастье недостижимо»; «у моих родителей не получилось сохранить семью, значит не смогу и я»; «и вообще все очень сложно» и тд. Это как пример. Полина, проработайте СВОИ детские выводы как взрослый человек. Во время этой работы, могут подняться разные, не самые светлые чувства. Это естественно.. Проживая их, проявите сочувствие к себе (той девочке) и станет легче. Появится чувство освобождения, а затем и внутренняя сила и желание ВЫБРАТЬ/ НАПИСАТЬ СВОЙ НОВЫЙ план жизни. Снова пример: «счастье недостижимо» - это неправда! Счастливые люди есть, значит счастье возможно и достижимо. Я тоже смогу! Я РАЗРЕШАЮ себе замечать все, что содействует достижению счастья: это знания, стиль мышления, чей-то позитивный пример/опыт. ВЫБЕРИТЕ себе БАЗОВУЮ настройку: Я ЗАСЛУЖИВАЮ СЧАСТЬЯ и БЛАГОПОЛУЧИЯ. У меня ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР: жить по программе, усвоенной в детстве и давно не актуальной или ТВОРИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ наилучшим образом. Придумайте себе то, что будет Вас вдохновлять. Примите решение: месяц хотя бы, действовать, исходя из новых базовых настроек. Отметьте их влияние. Устраивает? Отлично! Нет? Меняйте, корректируйте чтоб эти настройки ПОДДЕРЖИВАЛИ Вас и помогали. Гибкость и творчество только приветствуются :) Еще раз: Полина, у Вас есть ВАШИ цели, Вы много делаете чтобы их достичь, но ощущение, что Вы «взбираетесь на гору, карабкаетесь, но так не добираетесь до заветной вершины», как раз из-за глубинных ожиданий, что Вы этого недостойны или не заслуживаете. На ожидания влияют убеждения/установки. Меняя их, меняются и ожидания (вспомните как Вы выбираете новую одежду, примеряете ее, представляете куда будете одевать.. И даже если не совсем привычно, но она Вам нравится, Вы ее покупаете. Между нами девочками, как правило, покупается то, что украшает, а не уродует, так ведь? Зачем нам установки, которые «уродуют» нашу жизнь?). Если новая установка нравится, но непривычна, можно сказать себе примерно следующее: «я свободный человек и могу выбирать то, что действительно подходит именно мне. Я получила опыт, живя «на автопилоте с негативной программой», результат мне не понравился. Именно поэтому я буду разборчивее в том, о чем думать и как. Раз я несу ответственность за свою жизнь, значит мне ее и моделировать «на свой размер и стиль и тд».
Ниже еще приведу примерный список вопросов, который может пригодиться Вам в самоанализе:
Что Вам мешает начать действовать по-другому? Какие внутренние запреты и убеждения не позволяют Вам выйти из этой истории самым наилучшим образом? Заметьте НЕ-полезность, НЕ-разумность, НЕ-актуальность ограничивающих убеждений. Чтобы Вы хотели ВМЕСТО них?
Как бы Вы вели себя, если бы этих запретов и убеждений не было?
ЧТО Вам нужно РАЗРЕШИТЬ СЕБЕ (КАК думать и действовать, чего ожидать), чтобы решить эту проблему самым наилучшим образом?
Что Вы хотите получить в этой истории? И как это можно сделать по-другому? Придумайте хотя бы три новых способа!
Полина, тема жизненных сценариев человека, достаточно объемная.. Я надеюсь, суть Вы поняли и сможете самостоятельно изменить к лучшему, свое состояние и жизнь. Если будут вопросы - пишите.
Искренне желаю Вам счастья :)
С уважением, Наталия Гришугина