Тревожность. Когда подействует антидепрессант?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Около двух недель назад почувствовал себя плохо. Отголоски оставались пару дней - изжога, тошнота, головокружение, боль в левой части. Думал, пройдет без последствий. В целом прошло, но остались тревожность и напряженность - испугался за свое здоровье. Сейчас у меня неприятные ощущения от звуков, звонков, словом, от любой мелочи. Хочется просто расслабиться. Временами отпускает. Один день лучше, следующий - хуже.
Принимаю феварин 150 мг - по рекомендации врача. Этот же врач с тем же феварином вывел меня год назад из такого же состояния (даже худшего). До него я лечился около 6 месяцев без особого успеха. Словом, сейчас жду такого же счастливого исхода, принимаю феварин 12 дней. Знаю про накопительный эффект, но терпения не хватает.
Сплю нехорошо, периодически просыпаюсь и очень хочу опять заснуть, чтобы забыться. Боюсь утреннего ухудшения. Физическое состояние - иногда бросает в легкий пот, холодок (мятный) по спине. Аппетита нет. Ем, когда удается нормально принять пищу без напряжения. Отвлечь себя от мыслей и тревоги не получается. Пару дней выходил на работу, думал полегчает, отвлекусь. Не помогло. Даже страшно, что состояние ухудшится на виду у коллег (стыдно как бы). В целом, даже когда отпускает, с тревогой жду, что опять придет тревога (тавтология получается).
Мой врач говорит, что все пройдет. Мы с ним в постоянном контакте. Оснований не верить ему у меня нет - убедился на личном опыте. Он реально вернул меня к нормальной жизни. Но в минуты уныния мне страшно, что не пройдет. Мне просто нужны слова поддержки еще от кого-то. Родных, думаю, я уже утомил. Не хочу, чтобы дети видели меня таким. Возможно, что на мое письмо никто не ответит. Но я все же спрошу - когда наступит эффект от феварина? Может ли он наступить максимально быстро?
Автор вопроса: Руслан Возраст: 44

На вопрос отвечает психолог Гольман Иосиф Абрамович.
Уважаемый Руслан!
Судя по всему, у Вас диагностировано тревожно-депрессивное расстройство. Ваш доктор назначил Вам прием феварина (флувоксамина), селективного ингибитора обратного захвата серотонина, что в прошлый раз привело к улучшению Вашего состояния. Организм как правило одинаково реагирует в одинаковых условиях на одни и те же препараты. Соответственно, можно сделать вывод, что и в этом эпизоде феварин Вам обязательно поможет.
Теперь о том, что действует он, на Ваш взгляд, не так быстро, как вам бы хотелось.
Здесь я бы хотел обратить Ваше внимание на два важных обстоятельства.
1. Дело в том, что депрессия (по доминирующей на сегодня серотониновый гипотезе) связана с уменьшением концентрации этого нейромедиатора в синаптических щелях серотониновых нейронов.
Это представление существует с шестидесятых годов прошлого века, и, конечно, оно не полностью отражает истинную ситуацию с данным заболеванием. Например, концентрацию серотонина с помощью лекарств можно поднять за считанные часы, а клинически заметное улучшение в случае успеха наступает гораздо позже, порой через 2-3-4 недели.
Сейчас учёные изучают это обстоятельство, есть новые гипотезы, которые позволят получить новые препараты, возможно – более быстро действующие.
Но и сегодня есть метод уменьшить проблему «ожидания». Он заключается в использовании так называемого «бензодиазепинового мостика».
Обратитесь к своему доктору и спросите его о возможности применения в Вашем случае (только он знает Ваше текущее состояние и сможет дать квалифицированный ответ) бензодиазепиновых транквилизаторов (например, феназепама). Их нельзя принимать долго, но, если врач поддержит идею, одну-две недели они вполне могут облегчить Ваше состояние, сняв или уменьшив тревогу, а там уже и основное лекарство, феварин, поможет.
ВНИМАНИЕ! Самолечение бензодиазепинами весьма опасно! Прием только по рекомендации и рецепту врача!
2. И второе обстоятельство, тоже очень важное. Точнее, не обстоятельство, а возможность облегчить дискомфорт.
Тревожное расстройство, как и депрессия, (а одновременно они присутствуют часто), неплохо лечится и безмедикаментозными средствами. Это вовсе не значит, что нужно выбирать только то или иное: под присмотром лечащего врача вполне могут реализовываться оба направления лечения.
Как я понял из Вашего вопроса, сейчас Вы методы немедикаментозной поддержки не используете. Думаю, напрасно. Депрессию лечили и до появления антидепрессантов, хоть и не столь эффективно.
Подобных методов много. Например, очень простая техника Шульца и многие другие технологии.
Вы можете посмотреть информацию на моем канале в Яндекс-Дзене, либо у других практикующих психологов.
Кстати, использовать приемы немедикаментозной поддержки можно и во время ремиссий. От этого они будут только удлиняться и углубляться. Во время же депрессивно-тревожных эпизодов подобная психотерапевтическая поддержка еще более необходима.
Желаю Вам здоровья и душевного благополучия.
С уважением, Иосиф Гольман