Как перестать быть жертвой в коллективе?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня очень долгое время мучает одна психологическая проблема. Дело в том, что я боюсь общаться с людьми. На данный момент я обучаюсь в университете (1 курс) Моя специальность мне по душе, т.е. я поступала туда по своему желанию. Но всё дело в том, что меня одолевает страх обращаться к окружающим меня людям. Насколько я себя помню - я всегда общалась с парой тройкой лучших подруг. У нас была общая компания и только это придавало мне уверенности и решительности в своих действиях. Т.е. когда рядом со мной подруг не было - я ужасно замыкалась в себе и боялась заговорить с кем-либо из окружающих меня людей. В университете из-за этого у меня начались проблемы. С первых месяцев я долго не могла с кем-то заговорить. Позже я всё-таки набралась смелости познакомиться с одногруппницей, с которой, как я считала, у нас общие интересы. Но спустя время наша дружба переросла в соперничество, и мы решили прекратить общение. Я снова закрылась в себе, я снова осталась одна. Мне вновь стало страшно отвечать на семинарах, так как рядом не было подруг, которые уже своим присутствием придавали мне уверенности в себе. Я готовилась к каждому семинару, но я боялась отвечать. Боялась косых взглядов одногруппников. Даже порой боялась что-либо переспрашивать у преподавателей среди толпы студентов, боялась выделиться. Мне легче было закрыться в себе и не обращать на это внимания. Однако то, что я не могла отвечать на семинарах свои подготовленные задания вводило меня в депрессию, так как нет оценки - нет поощрения на экзаменах, например (автомата) Другие отвечали-получали оценки, а я сидела с ВЫУЧЕННЫМ материалом и молчала из-за страха окружающих людей. Я чувствую себя жертвой среди них, которую в любой момент могут заклювать. У меня сложилось такое мнение, что если человек внешне выглядит стервозно, значит и по характеру он такой. Поэтому я предпочитаю общаться с теми, кто менее выделяется из толпы. Когда мы с ними объединяемся, я чувствую в себе уверенность и смелость. А когда я одна - жертвой. Как преодолеть данный страх? Это продолжается уже 3 года подряд. А в университете я до сих пор не нашла себе близких по духу людей. Уже на протяжении пяти месяцев я абсолютно ни с кем не общаюсь, так как боюсь. У меня не хватает сил побороть этот страх самостоятельно. И в чём парадокс. С людьми за пределами вуза я могу общаться свободно, то есть спросить время, где и что находится. А в сложившемся большом коллективе (при всех) - нет, сразу трусливый кролик. Мне легче создать свою компанию и общаться с ней, чем с людьми одного коллектива. А когда я без своих друзей в этом коллективе - то сразу чувствую себя жертвой, которая так и ждёт, когда на неё кто-нибудь наедет. Как побороть этот страх? Как перестать быть жертвой? Себя я люблю, т.е. мне нравится ухаживать за собой. У меня есть увлечения. Но с коллективом беда. Даже переспросить при всех у преподавателя то, что я не успела записать - страшно. Буду рада вашему ответу.
Автор вопроса: Катя Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Екатерина!
Те трудности в общении, которые Вы описали, называется страх общения с незнакомыми или малознакомыми людьми. Его можно отнести к разновидности проявления социофобии.
Как и у большинства подобных проблем, причины его следует искать в Вашей персональной истории развития. Лично я не считаю, что такие показатели личности, как стеснительность или застенчивость носят наследственный характер. На мой взгляд, это последствия взаимодействия с близкими в раннем возрасте, которое и сформировало такие реакции и способы взаимоотношения с окружающими миром.
Среди прочего, такие сложности возникают, если в жизни человека было много критики со стороны близких и значимых для него людей, было много сравнений не в его пользу, неудачный опыт общения с теми, с кем в ранние периоды удавалось выстроить более доверительные отношения.
Ребенок очень чутко улавливает требования взрослых и их неудовольствие при общении с ним. Поэтому выстраивается прочная связь – если уж моим родным людям сложно находить со мной общий язык, то чужие люди и подавно не смогут меня понять и принять!
Чувство неуверенности в себе и своих возможностях, в том, что общение с ним может быть интересно другим, заставляет такого человека сокращать свой круг общения до размера, когда остаются только те, с кем общение началось гораздо раньше укоренившегося страха общения с незнакомцами и боязни знакомств в связи с этим как следствие. Однако потребность в общении настоятельно присутствует в жизни таких людей, поскольку человек – явление социальное. Но преодолеть собственные страхи иногда не представляется возможным самостоятельно.
Поскольку такое явление, как социофобия, достаточно хорошо поддается корректировке при терапевтической работе, то и Вы можете прибегнуть к помощи специалиста для решения Вашей проблемы. В Вашем случае результат тем более перспективный, что Ваш страх, несмотря на то, что значительно усложняет Вам повседневное существование, все же не распространился пока на всех людей – Вы и сама пишите, что в присутствии хорошо знакомых Вам людей Вы можете с этим справляться. Поэтому не откладывайте в долгий ящик работу над собой! У Вас есть не только шанс избавиться от препятствий, которые Вам создает данная проблема, но и успеть подготовиться к одному из испытаний – выпускным экзаменам и защите диплома, для которого умение спрашивать и отвечать в присутствии незнакомых Вам очень даже пригодиться.
Да и на будущее эта способность потребуется от Вас при приеме на работу, при контактах с коллегами, при знакомствах с представителями другого пола.
Немного усилий в присутствии специалиста и Вы сможете без проблем побороть свои страхи, которые только усложняют Вам и без того не всегда легкую жизнь. Радость общения гораздо больше, чем возможность получать или обмениваться полученной информацией! Это еще и возможность говорить с теми, кто может стать для Вас главными в Вашей жизни.
Да и создавать свою компанию всегда легче, когда можешь сказать о таком своем желании, а не ждать, пока такие же молчаливые решаться каким-нибудь другим доступным способом дать знать о подобном своем желании.
С уважением, Елена Гладкова