Мама ненавидит меня, потому что я вылитый отец.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Помогите с мамой, она постоянно по пьяне мне говорит, что ненавидит, что я вылитый отец, я на неё обижаюсь и на её трезвую голову спрашиваю, почему ты меня ненавидишь? Я ей вообще ничего плохого не сделала, разве, что появилась на свет. Но зачем было рожать, чтобы потом говорить это своему ребёнку?
Вот описание полностью проблемы.
Отец умер, когда было 6, от того, что много пил. Я его почти не помню. Мама воспитывала меня одна, но у меня было два отчима.
С мамой отношения плохие из-за того, что она всю жизнь мне говорила как я сильно похожа на отца характером (хотя он никогда меня не воспитывал, воспитание полностью её). И теперь для меня отец нечто ужасное, как травма детства.
Когда маленькая была, естественно терпела её унижения плакала, обижалась на неё, было сильно недостаточно материнской любви, в принципе как и сейчас.
В подростковом возрасте, я начала с ней ссориться и убегать из дома, но потом опять приходила, так как идти мне было некуда (ни бабушек, ни дедушек), и просила прощение (неизвестно за что).
Как только у меня появилась возможность уехать в другой город, то я сразу же уехала.
Созванивались мы очень редко.. В общем, мне сейчас 23 и до сих пор она меня оскорбляет, в свою очередь её никто не оскорбляет. Но предъявить ей спокойно за оскорбления теперь могу. Начинаю у неё просто спокойно спрашивать, зачем ты оскорбляешь родную и единственную дочь, так делать не нужно, говорю, что мне это неприятно, на что мне отвечают - ничего все так живут.
Понятное дело, что родители по своей природе не любят, чтобы их "сопля" им говорила, что правильно, а что нет. НО это чересчур. Я тоже человек, ладно бы это просто подруга была или ещё кто, НО МАТЬ! это ужасно..
В этой жизни, я у неё никогда материально помощи не просила, более того, от отца мне приходила пенсия (по потери кормильца), соответственно она всегда отдавалась ей, плюс ко всему мама набралась кредитов..
Из этих кредитов она мне купила одежду (только на сезон) и ноутбук, с колонками и принтером. то что действительно мне помогло. Но остальные куда девались, неизвестно..
Когда начинала уже спрашивать откуда столько много кредитов?? она ничего не отвечала просто плакала. Больше я даже спрашивать этого не стала.
По-этому, когда я переезжала в другой город хотела ей очень помогать, мне было жалко маму, но чтоб вы понимали, если получаешь пенсию, официально работать нельзя, плюс мне не было 18-ти, плюс учёба очного отделения.
Но пенсию отдавалась ей, хотя бы так помочь могла (думала я тогда).
Высылались мне деньги на еду очень редко, были времена, когда просто без еды сидела. Сама потому что, пыталась не просить, угощали девчонки из общаги.
Пришлось пойти работать. Нашла работу не совсем законную. И не стала дожидаться 18-ти
Начала получать очень хорошие деньги. Половина (иногда меньше), от заработка за две недели - отправляла ей. Но проработала, я там, не долго, где-то пол года, так как это очень тяжёлая работа в моральном плане.. очень давила. Но иногда возвращалась на немного, в общем где-то полтора года у меня были деньги, но через пол года (от начала работы), я стала, просто, меньше ей помогать материально.
Но сумму отправила (за это время) не плохую, но, этого было далеко недостаточно, чтобы покрыть её кредиты.
А тогда, когда ей начала их только высылать, сказала ей:"купи себе необходимые вещи, может быть одежду, остальные деньги - в кредиты, чтобы побыстрее закрыть". На что мне говорили "я эти деньги буду оставлять, потом, когда тебе понадобятся, я буду тебе их отправлять"..
Ну, в эти времена, весёлые, мы общались довольно-таки очень хорошо, я даже просила у неё каких-то советов, делилась какими-то секретами.. Она меня не оскорбляла, понимала, поддерживала. Я очень скучаю по тому общению. Мне все девчонки завидовали, мы с ней прям как подруги лучшие были, мы могли обо всё говорить!
И вот, спустя год или полтора, деньги у меня перестали водиться, так как я окончательно ушла из этой работы, потому что больше моя божка не смогла бы этого вынести.. И ничего хорошего бы не случилось в моей жизни.
У нас по портились слегка отношения с ней, она стала грубой со мной, ОПЯТЬ.. Я никак ей не помогала, не материально, не физически. А физически даже и нечего было помогать, у нас не частный дом, с хозяйством, а просто однокомнатная квартира в 36м2, в которой, взрослой женщине(40лет), не убраться одной - просто позор, тем более, что она всегда сама убиралась меня не подпускала, и она очень чистоплотна, не было такого, что у нас дома была грязюка, или нестираные вещи.. Просто к чему я это, она всегда, после того как мы сильно начали ссориться, говорила мне мол "воот не можешь матери приехать убраться", даже фиг с ним, пускай так, ну хочет она мной по управлять, НО было уже сто миллионов раз, когда я приезжаю, то убирать нечего, вообще.. А потом говорит, что я не помогаю. Физически. Убраться. В однушке.. просто абсурд, какой-то. Плюс ко всему я не могу каждую неделю приезжать.. у меня нет столько денег. А она как-будто хочет, чтобы я постоянно рядом с ней была! Не может понять, что у меня своя жизнь и уже своя семья(дело к свадьбе)!
В общем, пенсия ещё поступала к ней и я просила её иногда скидывать мне на еду из этой пенсии.
как вы понимаете, деньги, которые она якобы должна была "откладывать" - никто ничего не откладывал, когда я у неё спрашивала, что мол а где те деньги, ты в кредит их клала, мне говорили нет, я тебе всё откладывала, я говорю,мол, окей, где же они? На что мне говорили: "ой, там денег-то было, я тебе уже обратно всё перевела"...
Клянусь, сумма которую я ей переводила, была нормально, и перевести мне она такую сумму не могла бы никак, так как если даже я и просила у неё денег на нужды, то она мне максимум скидывала в основном 1000. Было когда она мне один раз скинула 6000, и то, потому что я заболела ангиной гной и одновременно вылез кровяной цистит и ещё мне нужна была куртка весенняя. А и ещё помню, на дипломный проект она мне скинула 8000 (я училась на дизайнера одежды, нужно было купить материалы и всё в этом духе). Всё. Больше не помню большей суммы. Иногда у меня было ощущение, что она специально хотела, чтобы я голодала. В общем, куда делись те "отложенные" деньги - непонятно.
Вы не подумайте, дело не в деньгах, а в её отношении ко мне, к тому каким делом мне они достались, даже после того, как она узнала где я работала (а узнала, она только после того, как я перестала там работать), она продолжала так говорить..
вы не подумайте - это не наркота и не проституция, но что именно это - сказать не могу. Но могу сказать, что это совсем не просто, особенно когда ты туда приходишь в возрасте, когда ещё даже 18-ти не было, психика меняется.. И конечно же дело в том, что она просто как-будто не заботилась обо мне, ей было все равно, как я там в другом городе. Сама мне оооочень редко звонила, и меня теперь попрекает тем, что я ей редко звоню, хотя у меня вообще причина весомая.
Ну и вот, через ещё два года, после того, как я закончила учёбу - пенсия перестала поступать ей, она стала ещё ужасней ко мне относиться, разговаривать со мной не как с родной кровиночкой, а как с какой-то девкой.. оскорбления стали ещё больше и жестче. начала мне говорить, мол ТЫ ЧЁ МАТЕРИ НЕ ПОМОГАЕШЬ.. Я уже тогда жила с парнем, отвечала ей на это так:"как я могу помочь тебе, если не сначала самой себе нужно помочь".
После окончания учёбы, пол года не работала нигде, она ещё меня эти все пол года пилила:"Иди работай!" Прям ссорилась со мной, а ужас в том, что: во-первых - мне уже было 20 лет, и у меня своя, совершеннолетняя жизнь, и если я не работала, значит могла себе позволить, значит мне не прижимало идти на нелюбимую работу! Во-вторых - я жила с парнем, в другом городе, не за её или чей-то чужой счёт, а за счёт моего парня, ну и сама иногда подрабатывала админом в сауне, когда просили подменить, и в квартире мы жили, которую снимал мой парень. В-третьих - я у неё НЕ ПРОСИЛА ни помощи ничего, с тех пор, как уехала учиться в другой город, и до сих пор не прошу, то бишь никогда не сидела на её шее.
Но в те моменты я мало давала ей отпор, и как бы не зная этого "позволяла" ей лезть в мой кошелёк и вообще во все мои самостоятельные дела, которые я не просила комментировать как-то, не просила ни совета, НИЧЕГО.
Аа.. совсем забыла рассказать, что когда мама и её братья и сёстры были молодыми, им от государства (как сиротам) дали одну однокомнатную квартиру. Поясню: у мамы два брата и одна сестра. Самая старшая сестра, помладше брат, затем идёт моя мама и самый младший брат(далее - дядя).
В тот момент, когда квартира им давалась от государства, у старшей сестры и у старшего брата - маминых, уже были семьи, дети и свои квартиры. А вот у мамы, уже была я (но без квартиры), у дяди - никого не было, он был ещё несовершеннолетний и жил он у старшей маминой сестры, как усыновлённый.
В общем старшие отказались от этой однушки, а мама с дядей её как-то пытались делить. Совсем вскоре, после того, как дяде исполнилось 18, он сказал моей маме:"Вот у тебя же есть сейчас где жить (мы жили у первого моего отчима), а мне вот негде, так что давай-ка я тут буду жить". На что мама ему ответила: "окей, но если вдруг, что, я с ребёнком, ты один, по-этому мы придём сюда"
Первый отчим, по пьяне, избивал маму, по-этому нам иногда приходилось уходить в ту квартиру.
Пока дядя жил в этой квартире, он не платил за коммуналку, там отключили электричество.
Потом мы узнали, что дядя стал наркоманить и приводить наркоманов в эту квартиру.
Потом в нашей жизни случилось, что нам вообще пришлось уйти от первого отчима. Соответственно нам надо было где-то жить.. И мама взяла всё в свои руки и уговорила дядю, чтобы он отказался от этой квартиры вообще.
Он отказался и мама оформила на меня дарственную по этой квартире(что-то типа того, я в этом не разбираюсь). В общем, я стала собственницей
И вот она меня теперь всю жизнь этим попрекает.. вооооот, это твоя квартирааа... тебе ничего не надооо..надо что бы у тебя хоть какая-то ответственность, в твоей жизни была.. и т.д и т.п. Ну фиг с ним попрекает. Случилось то, что после того, как у меня перестали деньги появляться, она меня попросила выгнать моего второго отчима, с которым она 11 лет прожила (он правда: бухал сильно, не работал, в последнее время, стал иногда курить спайс..), но она сказала, чтобы Я его выгнала! Хотя повторюсь: я живу в другом городе, отдельно от неё. В те года, я иногда приезжала к ней только на каникулы - зимние и летние, потому что больше деваться было некуда, с общаги выгоняли в это время.
В общем я ей тогда ответила "Мама, это ваши отношения, почему я-то должна". На что мне сказали "Это твоя квартира".. у меня началась дикая депрессия, я не знала как человека выгнать на улицу зимой.
Лааадно..Я приняла решение и поговорила с отчимом, сказала, что он не чужой, и понимаю, как сложно от привычки отказаться, особенно от алкогольной.
Дала ему время, чтобы он устроился на работу и снял какую-нибудь комнату в общаге или типо того. До лета.
Потом случилось, то что отчим привёл домой какого-то чувака, которого видел впервые, напился с ним, уснул, а тот чувак вынес плазменный телик, который мама купила на деньги, которые я ей отправляла. Телик стоил 10к.
Я приехала, после того, как телек нашли, и отчим уже сам тогда отдал ключи от квартиры, всё понял без слов.. я вздохнула с облегчением, что мне не пришлось ни с кем не говорить, ничего такого..
Просто у мамы появился другой мужчина, и он был против, что тот пьяница живёт у неё в квартире. супер да? Казалось бы.. Причём тут я? Но это же моя квартира.. ага, которая мне не нужна в том городе.. и даже если продам её, например, то ничем помочь эти деньги мне не смогут в другом городе, только растрачу зря.
А ещё была ситуация с этой квартирой, вот зашла недавно эта тема с хатой, и я говорю в очередной раз, что она мне не нужна, на что мне мама говорит: "то есть, когда я умру (а женщине 46 лет), ты её продашь, да?"
Я говорю: "если вдруг это случится, то конечно продам, зачем она мне нужна!? я не хочу жить в том городе!"
на что я услышала недовольное "мдааа.."
ну, короче, мама стала жить с тем другим мужчиной. Он не русский, со временем они меня попросили сделать ему временную прописку на 5 лет, чтобы ему дали гражданство.
Он не плохой, правда, не похож на других нерусских, хорошо относится к маме и всё такое. Но при этом у него есть другая семья, и он работает тут, в России, и отправляет деньги туда, большую часть, а на маму остаётся только на еду и на какие-то вещи..
и вот, после двух лет их совместного житья, в один прекрасный день, у нас с моим парнем лежали 5 последних тысяч, которые нам могли бы обеспечить немного еды и проезда.. эти 5т. снимаются с моей карты и приходит смс от сбера " в случае не уплаты ком услуг, пристава ограничивают действие с карты".. Короче говоря, мама с тем мужчиной там живут и не оплачивают комм услуги.
А так как я являюсь собственником, этой квартиры, у меня заморозились все счета.
Естественно, я звоню ей. Объясняю, в истерике, всю ситуации, говорю, что это последние деньги на жизнь, и прошу, чтобы эти 5000 они вернули нам. Так как нам просто нечего будет кушать даже. И вообще я там не живу и даже не появляюсь. На что мне ответили: "это твоя квартира, и даже то, что ты не живёшь в ней, ты там прописана, ты должна хоть иногда платить комм услуги"... Это было сказано моей мамой мне в грубом тоне, как обычно, в принципе.
В этот момент, я тоже кричала и говорила с ней в грубом тоне, я спрашивала у неё почему мужчина твой не платит, он так же там живёт и моется и т.д...
В общем, ДОГОВОРИЛАСЬ ели как с МАТЕРЬЮ, и они скинули мне на след. день 2000, и потом ещё 1500. и всё.
В то время я работала на официальной работе, получала зп на карту, с карты соответственно, пристава удерживали пол. зп. Что очень повлияло на нашу жизненную ситуацию.
нам пришлось занимать денег, мы влезли в кредитку.
Короче говоря, после этого я точно знаю, что эта квартира мне никак не упёрлась, вообще. Когда начинаю говорить маме о том, что я откажусь, она начинает говорить, что никаких документов подписывать не будет и всё в этом духе. А если я откажусь, то перейдёт она государству, и тогда маме негде будет жить, а этого, как бы мама ко мне не относилась, делать я не буду.
Счета разморозили совсем недавно. месяц буквально, но она мне говорила, что там минус 30к.. как так. если даже сколько у меня из зп списывалось (но хотя иногда я успевала переводить по приложению), но всё равно с зп у меня удержали минимум 20к.
После этого, спустя пол года, я рассталась с тем парнем, уволилась с работы, нашла другого мужчину. Опять решила не работать, тем более опять позволял мой мужчина. Мама естественно опять начала мне говорить, мол устраивайся на работу и т.д. Мой парень услышал, как мама ко мне относится, и пытается полезть в мои проблемы и сказал, что тебе это надо пресечь, что я сама это позволяю, что она мне это говорит и оскорбляет.
После этого, я начала ей говорить, что это мои проблемы и я сама с ними разберусь, зачем ты лезешь. На что она ещё больше начинает злиться, это выглядит так, как будто она не советует как мать дочери,а учит, как маленького ребёнка, при этом оскорбляя. Я ей начинаю говорить, что я уже не маленькая, и у меня могут быть свои проблемы, которые я сама, без тебя решу, не надо лезть.. тем более когда я не прошу!!
На что мне отвечают, ты для меня всегда ребёнок. Я говорю, что это я понимаю, но это совсем в другом смысле говорится, не лезь! На что она опять начинает дико кричать и истерить. Она хочет быть вкурсе всех моих проблем и учить меня до сих пор.
Я пыталась с ней прям в оооочень спокойном тоне говорить, прочитала много форумов и статей как говорить с мамой.
И вот наш диалог:
я — "Мам, давай просто поговорим спокойно. Мы же мама и дочь, мы не должны ссориться"
мама —"Я ни с кем не ссорюсь,всё хорошо, это у тебя вечно претензии"
я — "то есть тебя устраивает?"
Она говорит "да", и вот так всё по кругу, она прям долго не хотела идти на контакт, а потом сказала, что дело в том, что я ей не помогаю и не приезжаю и не звоню.
Я ей говорю: во-первых как можно звонить человеку, который тебя ненавидит (она говорила мне это несколько раз, никогда не слышала от неё слова любви, только по пьяне), оскорбляет, а тем более приезжать.. Я тебя конечно люблю, ты моя единственная и неповторимая мама, но терпеть этого я не собираюсь, такие вещи мне не приятны, тем более от матери. Я тоже человек, а не железный робот.
Во-вторых: по-возможности я приезжаю к тебе и убираюсь в твоей ОДНОКОМНОТНОЙ квартире, и то в последние разы ты говорила, что мол "не нужно, я сама убралась".
И в этот момент она замолчала. просто.. потому что она понимала, что ей нечего сказать и я права..
но потом она опять начала за другое что-то, за то, говорить, за что мы буквально пять сек назад говорили..
потому что она не может быть не правой и слушать "своё говно"(это она про меня так говорит), а тем более прислушиваться она не собиралась и не собирается.. Это был наш последний разговор.
Самое страшное, что я понимаю, что с каждым днём я всё больше становлюсь похожей на неё характером... Абсолютно так же манипулирую и ругаюсь со своим мужчиной, так же истерю, у меня даже такой же голос и некоторые похожие слова.. А когда это происходит со мной я не замечаю. Замечаю только после того, как начинаю анализировать разговор или ссору..
Больше всего, я бы не хотела таких отношений ребёнка с матерью в своей семье..
никогда не хотела быть на неё похожей. Я её очень люблю, хочу, чтобы мы хорошо общались и поддерживали друг друга, как тогда, но нет у неё любви материнской.. она даже при последнем нашем разговоре так сказала..(
И теперь, из-за такого отношения ко мне с самого детства, мне постоянно не хватает внимания, я постоянно обижаюсь, и боюсь не дать той любви которой нужно своему будущему ребёнку, я пока не беременна, но из-за этого, боюсь, что сделаю его или её несчастными, недолюбленными, нежелание завести ребёнка растёт всё больше..
Маме я ничего плохого не сделала! Клянусь. Плохого слова не сказала, никогда не оскорбляла, не просила и не прошу помощи. Единственное, после уезда в другой город очень редко стала приезжать домой, но я не могу приезжать туда, где меня не ждут, у меня ужасная пустота внутри, ощущение того, что дома, где я выросла - нет..
Но даже когда я приезжаю к ней, она говорит:"Так, ты в моём доме, здесь мои правила". Я ей начинаю говорить какие правила??? МАМА ты о чём, мы что в игре какой-то. я вообще дома или где??
И, наверное, самое плохое, что я смогла сделать для неё - это родиться не в то время, не в том месте, не от того человека, не тот у меня пол, не тот у меня характер и всё у меня не то. Она просто убеждена, что характер мне передался по наследству от отца, я ей пытаюсь объяснить, что кроме нервной системы и физических данных ничего не передаётся по наследству, и тем более, что я это не придумала, а это доказано наукой и медициной, а она всё равно на своём стоит:(
Автор вопроса: Кристина Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Павловская Гражина Чеславовна.
Добрый день, Кристина!
Ваше сообщение как крик души... Здесь я ощущаю и желание покончить с проблемой, и страхи, и чувство вины перед мамой, и неприятие себя... И - в том числе - ту вашу здоровую часть, которая побуждает искать помощи, думать о будущем ребенке, анализировать и понимать.
Возможно, у мамы нет материнской любви к вам, потому что... вы поменялись ролями. Вы выступаете в роли ее "мамы" (высылаете ей деньги, оплачиваете счета в ущерб себе, "выгоняете" ее мужчину, потому что ей сложно это сделать, разумно предлагаете ей рассчитываться с кредитами и опять же помогаете материально).
Другая ваша роль - это мамин "партнер". Из этой роли вы слышите упреки, что вы не такая, похожи на отца (это может быть перенос ее чувств к вашему отцу на вас), испытываете недостаток внимания, слышите слова ненависти и говорите о своей любви....
Это грустная картина. Как вы можете жить своей жизнью, если вовсю живете - чужой? Вы как будто из ребенка слишком быстро "перескочили" во взрослого и несете чужую ответственность. С чувством вины, недолюбленности, отвержения...
В ваших отношениях много манипуляций. Поэтому первая рекомендация - учитесь видеть, когда вами манипулируют и когда бессознательно манипулируете - вы. С квартирой это классический момент манипуляции.
Второе. Посмотрите на свою жизнь, вне зависимости от мамы. Как вы хотите жить? С кем? Где работать? Почувствуйте, когда вы успешны, богаты и счастливы.
И теперь: что вы испытываете из состояния успешности, думая о маме? Возможно, это вина за успех. "У мамы этого не было - не позволю себе и я". И чувство вины будет вас удерживать в таких отношениях с мамой: вы то Жертва, то Агрессор, то Спасатель для нее. Это замкнутый круг. Поэтому третье: чувство вины учитесь осознавать в моменте. Например, звоните или не звоните маме: на секунду прислушайтесь к себе - не фонит ли где? Какие слова вы произносите из этого чувства и какие поступки совершаете?
Будет хорошо, если у вас получится работать с психологом - это помогает выдерживать и чувство вины, и другие чуства. Кроме того, психолог поможет вам "достроить" образ мамы. Это когда достаточно уважения
и благодарности за ваше рождение (и у вас тоже есть эти чувства! здоровые и ресурсные!), нет требований от мамы, но нет и ответственности за ее судьбу. Потому что это не ваша судьба. У вас есть своя.